Анна на шее
“После венчания не было даже легкой закуски”. 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.
В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: “Когда Косоротов получил орден св. Анны второй степени и пришел благодарить, то Его сиятельство выразился так: “Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее”. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной.
Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое”. А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, “денег у нее все-таки не было, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки”. После смерти матери, ее отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Петр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог. “Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека.
Скоро
нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами”.
Супруги стали жить на казенной квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы. Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг.
В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести. Слабый и добрый отец Петр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил.
А братья “Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: “Не надо, папочка… Довольно, папочка…””
С деньгами у Ани после замужества стало еще хуже. Только раз Петр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей. Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, т. к. Петр Леонтьич пьет, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: “Каждый человек должен иметь свои обязанности!” Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день.
И часто проверял: все ли вещи целы.
Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье.
Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил ее вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват. “Подошел Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал еще сто”.
Аня “поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками”. Своего отца она начала стесняться: “ей уже было стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец”.
На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем – Его сиятельство. Когда пришел ее муж, Модест Алексеич, то “перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных. И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово: “Подите прочь, болван!””
После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро. Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: “немедленно уплатить 100 р.”
На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: “Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее”. Модест Алексеич ответил: “Теперь остается ожидать появления на свет маленького Владимира.
Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники”. Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своем каламбуре.
А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и все реже бывала у отца и братьев. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, “Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: “Не надо, папочка… Будет, папочка…””
Вариант 2
В произведении “Анна на шее” Антона Чехова звучит голос внутренней свободы. Писатель пишет простым языком, понятным любому читателю. В произведении автор сосредотачивает внимание читателя на проблеме деградации личности. События в рассказе разворачиваются не спеша и четко.
Между действиями героев и фрагментами некоторых картин ощущается плавный, постепенный переход писателя. Чехов не изображает внешний конфликт, образовавшийся между персонажами, они не борются друг с другом, что позволяет читателю, при прочтении произведения, находиться в спокойном состоянии.
Известно, что мастерство писателя заключалось в том, что он умел преподнести большие обобщения в малой форме произведения. Таким образом, читатель видит лишь часть жизни того или иного героя, но при этом, автору удается описать все детали. В произведении “Анна на шее” также присутствует юмор.
Кстати, для изображения характеров людей, Чехов прибегал к нему. Это, можно сказать, одна из главных особенностей чеховского стиля.
Теперь Чехов обращает свое внимание на человеческие качества, а не на социальную принадлежность. Его герои не вступают в конфликт с обществом, а это значит, что сам писатель, не нуждается в этом. В рассказе “Анна на шее” читатель замечает, что автор довольно хорошо познал внутренний мир своих героев. Перед читателем предстает образ Анны, который Чехов наделяет чрезмерной активностью.
Она не зависима от обстоятельств на сознание и психологию обывателя, она радуется жизни и довольствуется повседневным развлечениям.
В рассказе “Анна на шее” писатель показывает читателю “неравный брак” героини и богатого старика Модеста. С самого начала, этот момент удивляет читателя, однако со следующих страниц произведения, становится известно, почему так поступила Анна. Дело все в том, что девушка соглашается на этот брак, лишь ради того, чтобы помочь бедным и голодным братьям. В этот момент, читатель сожалеет ей.
Ведь, главная героиня жертвует своей молодой жизнью, она готова идти ради близких ей людей, буквально на все.