Константин Дмитриевич Воробьев
ВОРОБЬЕВ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1919−1975), русский писатель. Родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников. В 1935 стал литературным консультантом районной газеты г. Медвенка, где с 14 лет публиковал очерки и стихи. В качестве литературного консультанта проработал недолго: за стихотворение На смерть Кирова был исключен из комсомола и вскоре уволен.
Поводом послужила найденная у него книга об Отечественной войне 1812, которую партийные идеологи сочли свидетельством “преклонения перед царскими генералами”. В 1937 переехал в Москву, окончил вечернюю школу и стал сотрудником заводской газеты. Находясь на срочной службе в армии (1938−1940), сотрудничал в армейской газете. По возвращении из армии некоторое время работал в газете Военной академии им. М. В. Фрунзе, затем был направлен на учебу в Высшее пехотное училище.
В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском
концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть Дорога в отчий дом (опубл. в 1986 под названием Это мы, Господи!). В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей.
После освобождения Советской Армией Шяуляя Воробьев был назначен в этом городе начальником штаба ПВО. Демобилизовавшись в 1947, до 1956 работал в торговых организациях Вильнюса, писал прозу. Его первый рассказ Ленька (1951) был опубликован в милицейской газете.
В рассказах конца 1940-х – начала 1950-х годов и в повести Одним дыханием (1948) в основном шла речь о буднях литовской деревни. После выхода в свет первого сборника рассказов Подснежник (1956) Воробьев стал профессиональным литератором, но вскоре по материальным причинам был вынужден найти работу – до 1961 заведовал отделом литературы и искусства газеты “Советская Литва”. В начале 1960-х годов вышли в свет повести, принесшие Воробьеву известность: Сказание о моем ровеснике (др. название Алексей, сын Алексея, 1960), Убиты под Москвой (1963), Крик (1962).
Действие повести Сказание о моем ровеснике происходило в 1920-1930-е годы в русской деревне. Главные герои – дед Митрич и Алешка-матросенок – становились свидетелями трагического слома крестьянской жизни. Повесть Убиты под Москвой стала первым произведением Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками “лейтенантской прозой”.
Воробьев рассказывал о той “невероятной яви войны”, которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941. Трагедия главного героя повести Крик – гибель от взрыва его любимой девушки – становилась символом трагедии целого поколения, юность которого совпала с войной. Манеру, в которой была написана эта и последовавшие за ней повести Воробьева, критики назвали “сентиментальным натурализмом”. В произведениях середины 1960-х годов Воробьев стремился рассказать “правду о гибели русской деревни”.
Это стремление воплотилось в повестях Почем в Ракитном радости (1964) и Друг мой Момич (1965). Из-за несоответствия официальным идеологическим установкам повесть Друг мой Момич при жизни автора полностью не публиковалась; сокращенный вариант был опубликован под названием Тетка Егориха (1967). Герой повести Почем в Ракитном радости всю жизнь винил себя за то, что написанная им, мальчиком-селькором, газетная заметка стала причиной ареста его родного дяди. Спустя много лет дядя и племянник встретились в сталинском лагере, в который бывший селькор попал после фашистского плена.
Воробьев проводил важную для него мысль о том, что трагедии деревни, войны и плена имели общие корни: разрушение нравственных и социальных основ жизни при Сталине. Герои “лейтенантских” и “деревенских” повестей Воробьева, а также его рассказов (Немец в валенках, 1966, Уха без соли, 1968, и др.) после страшных испытаний оказывались способны на духовный взлет, через душевную боль приходили к катарсису. Воробьев стремился к тому, чтобы способность к духовному взлету сохранили в себе и герои тех его произведений, действие которых происходило в современной ему действительности, – повестей Вот пришел великан… (1971) и И всему роду твоему (1974, не завершена).
Писатель понимал, что герои этих повестей живут во время, когда “не стало личности, индивидуальности”, и этим усложняется их нравственная задача. Незадолго до смерти писатель работал над романом Крик, который должен был стать продолжением одноименной повести. Определяя его сюжет, он писал, что это “просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека земле своей, его доблесть, терпение и вера”. Умер Воробьев в Вильнюсе 2 марта 1975.
Посмертно удостоен премии Александра Солженицына (2000).
Вариант 2
Константин Дмитриевич Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец в России в многодетной семье. По окончанию семи классов в школе поступил на курсы киномехаников. В 1935 году его взяли в районную газету на должность литературного консультанта, где он начал публиковать свои литературные произведения.
За произведение “На смерть Кирова” был исключен из рядов комсомольцев, а за хранение запрещенной книги “Война 1812 года” был с треском уволен из газеты. В 1937 году переехал в Москву к сестре, поступил в вечернюю школу и устроился работать секретарем заводской газеты.
С 1938 по 1940 года проходил воинскую службу, где активно сотрудничал с армейской газетой. С 1941 года работал литературным редактором в газете Военной академии, откуда был направлен проходить обучение в Высшее пехотное училище. Лейтенантом в роте кремлевских курсантов защищал подступы к Москве, но попал в плен.
Последующие два года Константин Дмитриевич провел в концлагерях Литвы, откуда сбежал в 1943 году и создал свою партизанскую группу, которая немного позже присоединилась к литовскому партизанскому отряду.
После освобождения от фашистских захватчиков города Шяуляй был назначен здесь начальником штаба ПВО. В 1947 году демобилизовался и переехал в Вильнюс, где много писал и работал в торговле вплоть до 1956 года. Тогда Константин Дмитриевич принял решение уволиться, ведь занимаемая должность очень мешала ему заниматься творчеством, но очень скоро он понял, что на гонорары долго не проживешь, и вскоре устроился заведующим отдела литературы и искусства газеты “Советская Литва”.
С 1961 года к писателю за издание большого количества отличных повестей и рассказов к нему пришло всеобщее признание. 2 марта 1975 Константин Дмитриевич скончался в Вильнюсе, а последней премии Солженицына писатель был удостоен в 2000 году посмертно. В 1995 году перезахоронен супругой в курском мемориале павших в годы Великой Отечественной войны.