Жюль Верн
Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант (Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский колледж с целью получения юридического образования.
Литературную деятельность начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). “Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она была названа “Сломанные соломинки” и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. “Не беспокойтесь, – ободрял он меня. – Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель.
Этим покупателем буду я!” Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден.” (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем
в “Театре Лирик”, Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов, составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым романом, “Пять недель на воздушном шаре”, была начата осенью 1862, а в конце года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем, сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его сыном).
Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа “Вокруг света в 80 дней”, напечатанного в 1872. Жюль Верн был страстным путешественником: на своей яхте “Сен-Мишель” он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды.
В 1867 Жюль Верн побывал в Северной Америке: “Одна французская компания приобрела океанский пароход “Грейт-истерн”, чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку… Мы посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду… На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада.” (из интервью Жюля Верна журналистам) То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: “Это простые совпадения, и объясняются они очень просто.
Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки.
Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии…” (из интервью Жюля Верна журналистам) Один из шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна был заполнен множеством дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки.
Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний. Многим читателям казалось, что романы пишутся Жюлем Верном удивительно легко. В одном из интервью писатель так прокомментировал подобные заявления: “Мне ничего легко не дается.
Почему-то многие думают, что мои произведения – чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение я придаю развязке.
Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда в голове сложится костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет выбран наилучший, тогда только начинается следующий этап работы – за письменным столом.
Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля – полстраницы – для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа.
В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений…
Но почему-то принято считать, что, если писатель много пишет, значит ему все легко дается. Ничего подобного! Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год.
Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет – с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились.
И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью.” (из интервью Жюля Верна журналистам) “Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных читателей, для которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я всегда думаю о том – пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, – чтобы из-под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять дети. Моя жизнь была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией.
Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес! ” (из интервью Жюля Верна корреспонденту “Новой Венской газеты”; 1902 год) В 1903, в одном из писем, Жюль Верн писал: “Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было… Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!” Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене.
Через два года после смерти Жюля Верна на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том “Необыкновенных путешествий”. Жюль Верн – автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: “Пять недель на воздушном шаре” (1862; роман; первый перевод на русский язык в 1864 – “Воздушное путешествие через Африку”), “Путешествие к центру Земли” (1864; роман), “С Земли на Луну” (1865; роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой “космодром” недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли), “Дети капитана Гранта” (1867−1868; роман), “Вокруг Луны” (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году “Аполлон-11”, вернувшийся с Луны), “20 000 лье под водой” (1869−1870; роман), “Вокруг света в 80 дней” (1872; роман), “Таинственный остров” (1875; роман), “Пятнадцатилетний капитан” (1878; роман), “500 миллионов Бегумы” (1879), “В XXIX веке.
Один день американского журналиста в 2889 году” (1889; рассказ), “Плавучий остров” (1895; роман), “Равнение на знамя” (1896), “Властелин мира” (1904; роман), работы по географии и истории географических исследований.
Вариант 2
Жюль Верн, французский писатель-гуманист, пионер жанра научной фантастики, родился 8 февраля 1828 года в городе Нант, в семье адвоката. В 1848 году молодого человека отправили в парижский колледж, чтобы сын следовал по стопам отца и стал юристом.
Первым литературным опытом Жюля Верна стала небольшая стихотворная комедия “Сломанные соломинки”, написанная с подачи его лучшего друга Александра Дюма-сына. Осознавая, что драматургия не даст ему ни творческого удовлетворения, ни финансов, в 1862 году Жюль Верн начал работать над романом “Пять недель на воздушном шаре”. Известный французский издатель Пьер-ЖюльЭтцель издал роман в том же году, заключив с Жюлем сделку, согласно которой последний должен ежегодно создавать по два романа в год для издательства.
Роман “Вокруг света за 80 дней” достигший наибольшего финансового успеха почти 150 лет назад, сегодня является образцом научной фантастики.
Феномен предсказания научных изобретений, сделанных в работах Жюля Верна, сам писатель объяснял простым совпадением. По словам Верна, исследуя какое-либо научное явление, он изучал всю имеющуюся информацию по данному вопросу – книги, журналы, отчеты. Последующая информация классифицировалась в картотеках и служила материалом для фантастических научных изобретений, которые в реальности только предстояло создать. Читателям казалось, что увлекательные романы Жюля Верна даются ему легко, однако по его словам, работа над каждым романом начиналась с выписок из авторской картотеки (которая, к слову, насчитывала приблизительно 20 тысяч тетрадей), на основе этих выписок делались наброски плана романа, затем по нему писался черновик. Как вспоминал фантаст, окончательный вариант рукописи получался только после седьмой или даже девятой правки корректора.
Чтобы стать хорошим писателем, Жюль Верн вывел свою формулу успеха – работать над рукописью с пяти утра до полудня в спокойной, тихой обстановке. Для этого он в 1871 году переехал в город Амьен, где познакомился со своей будущей женой.
В 1903 году Жюль Верн практически потерял зрение и слух, но продолжал диктовать тексты романов своему помощнику. Жюль Верн умер 24 марта 1905 года от сахарного диабета.