Александр Валентинович Вампилов
ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937−1972), русский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 агуста 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей.
В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А. Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка
персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью.
История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты. В 1964-1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им.
А. М. Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А. Арбузова и В. Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова.
Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть.
Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах “Театр”, “Современная драматургия”, “Театральная жизнь”, входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о “театре Вампилова” и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные “маленькие люди” (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы. В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии.
В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать “тема-метафора” пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер.
Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой.
Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе “душу живу” с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.
Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.
Вариант 2
Вампилов Александр Валентинович – русский драматург, публицист. Родился 19 августа 1937 в поселке Кутулик Иркутской области. Родители Вампилова работали учителями. Отец был расстрелян НКВД 9 марта 1938, когда сын был еще совсем маленький. Мать осталась одна с четырьмя детьми, но продолжала работать в школе для того, чтобы прокормить семью.
Она оказала огромное влияние на развитие Вампилова А. В. как личности.
В 1955 он оканчивает школу и поступает в Иркутский университет на историко-филологический факультет. Во время учебы Вампилов занимается литературной деятельностью. Свои очерки и рассказы он публиковал в университетской и областной газетах. Произведения он подписывал, как А. Санин.
Один из первых его рассказов – “Персидская сирень”.
После окончания университета в 1960 он остался работать в областной газете “Советская молодежь”. В эту газету Вампилов устроился литератором, когда учился на 5 курсе. Он продолжает писать.
Большинство его произведений основаны на смешных историях, анекдотах. Но это не лишало их глубокого смысла.
В 1964 Вампилов покидает редакцию газеты “Советская молодежь”. В этот период он пишет свои знаменитые пьесы: “Прощание в июне”, “История с метранпажем”, “Утиная охота”. Благодаря пьесе “Прощание в июле” о Вампилове узнали как о драматурге.
Его пьесы печатали в журналах “Театр”, “Современная драматургия”, “Театральная жизнь”. Постановки проходи во многих советских театрах. Только после смерти Вампилова его пьесы начали ставить в московских театрах имени Ермоловой, имени Станиславского и Большом драматическом театре в Ленинграде.
Вампилов за творческую деятельность написал около 70 очерков, сценок, рассказов. Жизнь Александра Валентиновича прервалась внезапно. 17 августа 1972 он отдыхал в поселке Листвянка. Поселок расположен на берегу озера Байкал. В тот день он плавал на моторной лодке, по неизвестным причинам лодка перевернулось, и Вампилов утонул.
На его рабочем столе обнаружили незаконченное произведение “Несравненный Наконечников”. В этом поселке, на берегу, где произошла трагедия, установили памятный знак.
Самого автора похоронили в Иркутске на Радищевском кладбище.