Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд
УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также – Уайлд (1854−1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя – Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье.
Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни. Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд закончил Оксфорд с отличием).
Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против
буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения – экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни – Сальвадора Дали. Однако то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае, рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было непозволительным.
Это в итоге привело Уайльда к трагедии. Уже первый поэтический сборник Уайльда – Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence – упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. В конце 1881 у. е. хал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе.
В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда – его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу – при всей полярности их творческих и жизненных принципов.
Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман “Портрет Дориана Грея” (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов – все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными.
В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии. Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана.
Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым “комедиям нравов”. Сегодня именно О. Уайльд, наряду с Б. Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда). В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами.
Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А. Коонен в главной роли.
Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться.
Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – стал Б. Шоу. Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре после освобождения в 1897.
Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда – С. 3.3. Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни.
Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.
Вариант 2
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (16.10.1854 г. – 30.11.1900 г.), родился в 1854 в семье известного в мире врача-офтальмолога. Молодой Оскар с детства был окружен атмосферой поэзии, что, что естественным образом, сказалось на его жизни и творчеством восприятии.
Школьное обучение до девяти лет Уайльд получал на дому. А в 1864 поступил в Королевскую школу Портора, расположенную в графстве Фермана в г. Эннискиллен. Порторскую школу писатель окончил с золотой медалью, где его удостоили стипендией, предназначенной для учебы в Тринити-колледже в Дублине.
Молодые годы Уайльд проводил в отцовской загородной вилле в Мойтуре.
В 1874 г. Оскар поступил в колледж Магдалины в Оксфорде. Закончив обучение в 1878 г., Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где легко вливается в светское общество.
В 1882 г. Уайльд уезжает в Нью-Йорк, где читает целый курс лекций о литературном искусстве. Проводя такие лекции Оскар впервые формулировал основы принципы и основы английского декаданса, которые позже были объединены в 1891 г. в книге “Замыслы”.
25.05.1895 г. Оскара Уайльда осудили в “грубой непристойности” в отношениях с мужчинами и приговорили к каторге на два года. Это судебное разбирательство началось гораздо раньше, когда Уайльд пытался защитить свои отношения с Альфредом Дугласом, отрицая их сексуальную подоплеку.
Срок своего наказания Оскар отбывал в тюрьмах Пентонвилля и Уандсворта. А в 1895 г. его перевели в другую тюрьму в Рединге. Там Оскар находился полтора года, что сильно подорвало его душевное состояние.
Множество друзей отвернулись от него, и даже Дуглас так ни разу и не написал ему.
В 1897 г. Уайльд освободился и уехал во Францию, взяв псевдоним “Себастьян Мельмот”. После освобождения писатель публикует статьи, в которых вносит некоторые предложения по изменению условий заключения в тюрьмах. А в 1898 г. Палатой общин был принят “Акт о тюрьмах”, куда вошли многие, представленные Уайльдом предложения.
Скончался Оскар Уайльд в 1900 г. во Франции от менингита. Писателя похоронили на парижском кладбище Баньо, а через 10 лет могилу Уайльда перенесли на кладбище Пер-Лашез.