Игорь Васильевич Северянин
СЕВЕРЯНИН, ИГОРЬ (1887−1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ., где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента.
Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в журнале “Слово и Дело” (1905). К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К. Фофанова и М. Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов.
В 1911 организовал в Петербурге литературную группу “Ассоциация эгофутуристов”, в которую вошли И. Игнатьев, К. Олимпов,
В. Гнедов, Г. Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т. п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В. Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго. В 1913 Северянин издал в московском издательстве “Гриф” свою первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием Ф. Сологуба.
Строфа стихотворения Ф. Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника, Сирень моей весны, детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, Мороженое из сирени, была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений.
Персонажами стихотворений этой части сборника были “грезэрки”, “эксцессерки”, “экстазеры” и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В третьей части, За струнной изгородью лиры, поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – Врубель, На смерть Фофанова, Коктебель и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии.
Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. “Я царь страны несуществующей”, – сказал Северянин в этой части Громокипящего кубка. В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход Громокипящего кубка сделал Северянина кумиром читающей публики.
В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи “поэзами”, читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. “Поэт и его слава” – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина.
Ему принадлежат знаменитые строки: “Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!” Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий друг Г. Шенгели вспоминал: “Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал… Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее собеседника…”.
Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию. После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии.
Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в стихах (1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925) Северянин пророчески написал: “Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!” Несмотря на то, что Северянина считали “буржуазным”, в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван “королем поэтов”, победив Маяковского.
Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А. Вертинским. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941.
Вариант 2
Игорь Северянин родился 4 мая по старому или 16 мая по новому календарю в 1887 году в семье офицера, г. Петербург. По-настоящему Игоря звали Лотарев Игорь Васильевич. У его родителей были тяжелые отношения, из-за которых парень уезжает к дяде в Новгородскую губернию, недалеко от города Череповцы. Получил образование Череповецкого училища. Отец получает новую работу, и Игорь переезжает к нему, на Дальний Восток, где начинает писать стихи.
В 1911 году переезжает в Петербург, где стает основателем собственной литературной группы. В 1913 издается первое собрание стихов Северянина в 4-х частях: “Громокипящий кубок”, “Мороженое из сирени”, “За струнной изгородью лиры” и “Я царь страны несуществующей”, которое делает Игоря Северянина кумиром читателей. К первой части имел отношение Ф. Тютчев, ведь сборник назван по его инициативе.
Во второй части автор открывает факт вмешательства цивилизации в человеческие отношения. В третей части поэт раскрывал природу человека, пытался доказать, что мир будет спасен благодаря красоте и поэзии. О поэтическом манифесте эгофутуризма Игорь рассказывает в четвертой части своего сборника.
В 1915 году, когда Первая мировая война только начала набирать свои трагические обороты, Северянин пускает в печать свой сборник “Ананасы в шампанском”. Пережив Октябрьскую революцию, Лотарев (Северянин) переезжать в один из рыбачьих поселков Эстонии – Тойла. В тихой деревушке автор занялся творчеством. Мир увидел пару его изданий, а именно в 1922 году – “Падучая стремнина.
Роман в стихах” и в 1923 году – “Соловей”.
В 1918 году Северянин на вечере в Политехническом музее, г. Москва, получил титул “короля поэтов” даже не смотря на свой буржуазный стиль письма. Этим он превзошел самого Маяковского. Стихи поэта Игоря Северянина часто ложились на музыку и исполнялись, одним исполнителем из которых был А. Вертинский.
В 1941 в Таллине 20 декабря Северянин умирает.