Краткая биография Олеша

Юрий Карлович Олеша

Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: “В Одессе я научился считать себя близким к Западу.

В детстве я жил как бы в Европе”. Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете “Южный вестник”. По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию.

В Одессе вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу “Коллектив поэтов”. В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 у. е. хал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати.

В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу. В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая

их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников “Гудок”, с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, Катаев, Ильф, Е. Петров и др. писатели. В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение – роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М. Добужинского), посвятив его своей жене О. Г. Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли “королем метафор”).

Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики (“призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут”). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля.

В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов).

Публикация в журнале “Красная новь” романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным “лишним человеком” советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия.

В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств. Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был “списком преступлений” советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т. п. В дневнике Олеша записал: “Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция”.

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички “писатель”. Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена.

По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре “Эрмитаж” спектакль Нищий, или Смерть Занда. В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: “Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику”. О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста.

В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе “Литературная Москва” дневниковые записи Ни дня без строчки. В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы “князем “Националя”, имея в виду свой образ жизни. “Невроз эпохи”, который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме.

Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях “Комеди Франсез” в Москве и т. д. Умер Олеша в Москве 10 мая 1960.

Вариант 2

Юрий Карлович Олеша, советский писатель, поэт, родился 3 марта 1899 в Елисаветграде (современный Кировоград) в семье обедневшего польского дворянина. С 1902 году семья писателя проживала в Одессе, насыщенная жизнь этого города оказала влияние на становление будущего писателя. Литературным дебютом Олеши становится стихотворение “Кларимонда”, которое он публикует в газете “Южный вестник” в 1915 году.

В 1917 году Олеша поступает в Одесский университет на факультет, в течение двух лет постигает основы юриспруденции.

Во время Гражданской войны Олеша остается в Одессе, в 1921 году бежит от голода в Харьков, где работает журналистом. В 1922 году Олеша перебирается в Москву, где сотрудничает с газетой “Гудок”, для которой пишет фельетоны и статьи.

В 1924 году Олеша дебютирует в прозе – издает роман-сказку “Три толстяка”, через героев которого автор демонстрирует свое романтичное отношение к революции. “Три толстяка”, изобилующие своеобразными метафорами, читатели принимают с восторгом, однако критики выдают скептические отзывы.

В 1927 году выходит роман “Зависть”, в котором писатель демонстрирует противостояние неудачника, ненужного советской действительности и успешного предпринимателя. На основе этого романа автор ставит пьесу “Заговор чувств”. В 1930 году Олеша пишет запрещенную к постановке пьесу “Список благодеяний”, в которой обнажает такие пороки советского строя как репрессии, запрет свободы слова, пренебрежение истинным, не политизированным искусством.

В 1930-е годы МХАТ дает заказ на пьесу, однако Олеша не может выразить уныние и нужду человека, у которого в жизни осталось только прозвище “писатель”.

В дальнейшем враждебная атмосфера советского быта не дает писателю полностью раскрыть свой художественный дар. Олеша чудом не попадает в жернова сталинской репрессивной машины, которая уничтожила многих его друзей. В 1936 году советская власть накладывает запрет на публикацию работ Олеши.

Военные годы Олеша проводит в эвакуации в Ашхабаде. Послевоенная разруха не только жизни, но и культуры, угнетает писателя, он остро ощущает “невроз эпохи”. После этого писатель проводит остаток своей жизни в ресторане Дома литераторов со стаканом водки в руке.

Умер Олеша 10 мая 1960 года в Москве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткая биография Олеша