Эдвард Олби
Олби Эдвард ОЛБИ, ЭДВАРД (Albee, Edward) (р. 1928), американский драматург, представитель ‘театра абсурда’. Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу.
За пьесу “Неустойчивое равновесие” (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию ‘Тони’ и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за “Морской пейзаж” (Seascape, 1975), в 1994 – за пьесу “Три высокие женщины” (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами. Родился 12 марта 1928 в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу ‘Чоат’ и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт.
Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение
‘Олби-Барр-Уайлдер’. Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию.
В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе “Кто боится Вирджинии Вулф?” (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия ‘Тони’), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория “Крошка Алиса” (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и “Ящик и цитаты из председателя Мао” (Box – Mao – Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог. Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трехактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США.
Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы “Что случилось в зоопарке” (The Zoo Story, 1959), “Смерть Бесси Смит” (The Death of Bessie Smith, 1960), “Фэм и Йем” (Fam and Yam, 1960), “Американская мечта” (The American Dream, 1961), “Дама из Дюбука” (The Lady from Dubuque, 1977) и “Человек с тремя руками” (The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки “Баллада о невеселом кабачке” (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, “Малькольм” (Malkolm) по роману Дж. Парди, “Завтрак у Тиффани” (Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Т. Капоте, переработка пьесы Дж. Купера “Все в саду” (Everything in the Garden, 1967) и “Лолита” (Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова.
Последнее произведение Олби “Пьеса про младенца” (The Play About the Baby, 2000) было поставлено в Нью-Йорке в 2001. В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.
Вариант 2
Эдвард Олби, американский драматург, родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне от неизвестных родителей. Младенца Эдварда усыновляет Рид Олби, который работал антрепренером нескольких театров. После окончания элитной средней школы “Чоат” Эдвард переезжает в Нью-Йорк, где, перебиваясь случайными заработками, пытается найти себя в прозе и поэзии.
В 1959 году Эдвард дебютирует как драматург с пьесой “Что случилось в зоопарке”. В этой работе Олби ставит эксперимент, цель которого – представить мир, который утратил внутреннюю целостность. В 1960 году Олби представляет пьесу “Смерть Бесси Смит”, в которой поднимает проблемы человеческой холодности, отчужденности, а также расовой нетерпимости, которая приводит к смерти героини. В 1962 году Олби достигает грандиозного успеха, его пьеса “Кто боится Вирджинии Вульф” проходит наБродвее в течение 663 вечеров.
Началом нового этапа в творчестве Олби становится пьеса “Крошка Алиса”, которая представляет собой абсолютизацию невероятного, сталкивает видимое и сущее. В этой пьесе автор неявно цитирует Библию и “Алису в стране чудес”. В 1969 году Олби посещает Советский Союз, встречается с писателями эпохи “оттепели”, неизвестными в Америке и Европе.
Произведения Олби представляют собой “театр абсурда”, в котором немотивированные поступки персонажей демонстрируют бессмысленность человеческой жизни в разорванном, статичном мире. Сильное влияние на творчество драматурга оказал Эжен Ионеско, признанный классик авангардного театра. По мнению Олби, перед драматургом должны стоять две задачи: первая – попробовать изучить и изобразить состояние человека, вторая – познать природу той формы искусства, с помощью которой он выражает своего творчество.
За свою плодотворную карьеру, Эдвард Олби награжден Национальной медалью за достижения в искусстве.