Бенжамен Констан Де Ребек
КОНСТАН ДЕ РЕБЕК, БЕНЖАМЕН (Constant de Rebecque, Benjamin) (1767−1830), франко-швейцарский писатель, философ и политический деятель. Родился в Лозанне (Швейцария) 25 октября 1767. Учился в Германии, Англии и Шотландии, затем в Париже, где благодаря мадам де Сталь началась в 1795 его политическая деятельность.
Поддержал Директорию и Наполеона, после переворота восемнадцатого брюмера стал членом Трибуната (1799−1802), но затем покинул Францию, последовав в ссылку за мадам де Сталь (1803−1814). За границей встречался с Гете и Шиллером, был связан с Шлегелями. В 1814, после возвращения к власти Бурбонов, вернулся во Францию и написал свой первый памфлет О духе завоевания и узурпации (De l’esprit de conqute et de l’usurpation), а в 1816 – роман Адольф (Adolphe), сыгравший известную роль в развитии романтизма и современной психологической прозы (в 1951 были изданы также ранее не известные роман Сесиль, а в 1952 – Интимные тетради). В 1819 стал членом палаты депутатов и одним из ведущих публицистов.
После переворота 1830, в котором сыграл значительную роль, стал председателем Государственного совета. В философской
концепции Констана отразились различные влияния, в том числе Вольтера и энциклопедистов, Канта, Шеллинга и Шлегеля, но ближе всего ему были взгляды “идеологов”, в частности Кабаниса. Так, он разделял агностическую позицию Кабаниса, считая достоверное знание о первопричинах мира и о существовании души после смерти недоступным для человеческого разума. Главные интересы Констана были сосредоточены вокруг моральных и политических проблем. Констан испытал воздействие стоицизма, но предпочел ему кантовскую мораль долга, хотя и полемизировал с Кантом в работе О политических реакциях (Des ractions politiques), критикуя его за безоговорочное осуждение лжи.
Долг, по Констану, основан на свободном выборе, а свобода является основным требованием морали и принципом политики. В отличие от Канта, считал свободу выражением религиозного чувства, свойственного человеку по природе и предполагающего бескорыстие и способность к самопожертвованию. В политической философии Констан опирался на концепцию общей воли как легитимной силы, способной противостоять различным формам насилия. Общая воля формируется в процессе свободного обсуждения политических событий и проблем, в том числе в прессе. В свободе мышления, дискуссий и печати он видел гарантию от деспотических тенденций, свойственных не только абсолютизму, но и “народному” правлению (демократии).
В трудах О религии, ее происхождении, формах и развитии (De la religion considere dans sa source, ses formes et ses dvloppements, в 5 томах, 1824−1831) и О римском политеизме в его отношении к греческой философии и христианству (Du polythisme romain consider dans ses rapports avec la philosophie grecque et la religion chrtienne, в 2 томах, издана посмертно в 1833) Констан изложил концепцию религии, проходящей в своем развитии три этапа: фетишизма, политеизма и теизма. Традиционный теизм, по мнению Констана, постигнет в конце концов та же судьба, что и предшествующие формы: он столкнется с разрушительной критикой. Высшей формой религии является мистический теизм, основанный на религиозном чувстве.
Умер Констан в Париже 8 декабря 1830.
Вариант 2
Бенджамин Констан Де Ребек, является франко – швейцарским писателем, философом и политическим деятелем. Он родился в швейцарском городе Лозанна, 25 октября 1767 года. Констан получал образование в Германии, Англии, Шотландии и Франции.
В 1795 году, Париже и началась его политическая карьера, благодаря рекомендациям мадам е Сталь.
Изначально он был сторонником Директории и Наполеона и, после переворота власти 18 брюмера, становится членом Трибуната. В 1802 году он покидает Францию, последовав за мадам де Сталь, которая направлялась в ссылку. За пределами Франции он виделся с такими людьми, как Гете и Шиллер.
Свое первое произведение Констан написал после возвращения во Францию в 1814 году, когда власть снова была в руках Бурбонов. Начиная с 1819 года, он становится членом палаты депутатов. А после переворота 1830 года, в котором принял непосредственное участие, становится председателем Совета государства.
На творческие идеи Констана оказали большое влияние такие мастера философского направления, как Вольтер, Кант, Шлегель и другие. Кроме этого он разделял позицию Кабаниса, который считал, что человеческому разуму не дано понять о зарождении всего сущего и существовании души. Но главными интересами Констана, являлись политические и моральные вопросы.
Писатель создал произведения, где обсуждал концепцию религиозных убеждений. По его мнению, традиционное мировоззрение настигнет такая же судьба, что и прежние верования – он будет подвержен разрушительной критике. Как считал писатель, высшая форма религии, не что иное, как мистическое мировоззрение, основанное на религиозных чувствах.
Констан ушел из жизни 8 декабря 1830 года, в Париже.