Иоганн Вольфганг Гете
ГЕТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749−1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл “фрагментами огромной исповеди”. Автобиографические его произведения, в т. ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786-1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag – und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора. Гете родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. “В отца пошел суровый мой Уклад, телосложенье; В мамашу – нрав всегда живой И к россказням влеченье” (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений.
Первые стихотворные опыты Гете относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете
оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шенкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гете обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770-1771 Гете завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И. Х. Готшедом (1700−1766) и теоретиками Просвещения. В Страсбурге Гете встретился с И. Г. Гердером (1744−1803), ведущим критиком и идеологом движения “Бури и натиска”, переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться.
Он написал Геца фон Берлихингена (Gtz von Berlichingen) и, используя шекспировские “уроки”, начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гете разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом.
В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Геце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гете. Стихи к Лили Шенеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775−1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гете находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т. д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода “Бури и натиска” отошли в прошлое; теперь идеалами Гете в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы.
Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гете предпочитает октавы и элегические двустишия великой “тройки” – Катулла, Тибулла и Проперция. Многочисленные служебные обязанности Гете серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И. И. Винкельмана (1717−1768).
По возвращении в Веймар (1789) Гете не сразу перешел к “оседлому” образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф. Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала “Оры”, и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гете прекрасным творческим стимулом.
Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т. ч. Римские элегии (Rmische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гете. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795−1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т. ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гете написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Mrchen). Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу.
В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-stlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprche in Prosa, Sprche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte.
Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И. П. Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Умер Гете в Веймаре 22 марта 1832.
Вариант 2
Иоганн Вольфанг фон Гете, признанный литературный гений, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Под наблюдением отца получает обширное домашнее обучение, затем поступает в Лейпцигский университет, который не заканчивает вследствие тяжелой болезни. Первый литературный опыт Гете приобретает еще в 8 летнем возрасте, в 19 лет – становится опытным драматургом и автором значительного числа работ.
В 1771 году переезжает в Страсбург, где получает диплом юриста.
В Страсбурге Гете знакомится с И. Г. Гердером. Вера Гердера в то, что поэзия создается сердцем, а не разумом, оказывает на молодого поэта сильное влияние. Этот принцип становится для Гете жизненным девизом. Именно в этот период страстная влюбленность к Фредерике Брион, вдохновляет Гете на наполненные абсолютной нежностью стихи “Свидание и разлука” и “Майская ночь”.
Боль расставания с Фредерикой воплощается в сцене одиночества Фауста.
В период 1775-1786 годов Гете служит при дворе герцога Карла Августа. Служба государственным министром коренным образом меняет жизнь поэта. Здесь он встречает с Шарлоттой фон Штайн, которая изменяет идеалы Гете – на первое место для него выходят спокойствие и безмятежность, гармония и уравновешенность.
Проявление пуристических взглядов Гете наиболее заметно в трудах, настроенных против французской революции, в которых он осуждает парижских повстанцев и якобинский террор.
Летом 1794 года Гете заводит дружбу с Фридрихом Шиллером. Совместная работа с Шиллером вдохновляет Гете на издание ранее неопубликованных произведений. В последний период жизни Гете трудится над автобиографической книгой “Из моей жизни.
Поэзия и правда”, а также создает ряд научных работ, посвященных вопросам мирового фольклора. В своих работах Гете выступает против канонов немецкого романтизма и отстаивает реалистичное искусство.
“Magnum opus” Гете – грандиозная трагедия “Фауст”, над которой он работал в течение всей жизни (с 1773 по 1831 годы). Образ чернокнижника Фауста, заимствованный из народных преданий, претерпевает значительные изменения и воплощает в себе противоборство идей добра и зла.
Прожив 82 года, Гете умирает 22 марта 1832 года в Веймаре.