Петр Павлович Ершов
ЕРШОВ, ПЕТР ПАВЛОВИЧ (1815−1869) – русский поэт, прозаик, драматург. Родился 22 февраля (6 марта) 1815 в д. Безруково Ишимского уезда Тобольской губ. Из семьи мелкого чиновника. Детство прошло в разных городах, где служил отец: крепость св.
Петра (ныне Петропавловск, Казахстан), Омск, Березов, Тобольск. По окончании детьми в 1830 Тобольской гимназии отец добился перевода в С.-Петербург, куда и переехал с семьей. В 1831-1834 Ершов учился на философско-юридическом факультете С.-Петербургского университета.
В начале 1834 представил профессору словесности П. А. Плетневу в качестве курсовой работы первую часть сказки Конек-Горбунок, вскоре опубликованную в ж-ле “Библиотека для чтения”. В том же 1834 отдельным изданием вышла вся “русская сказка в трех частях” (2-е изд. 1840; 3-е изд.
1843; 4-е изд. 1856; 5-е изд. 1861).
Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др.; см., напр., сказку Жар-птица и Василиса-царевна из сборника А. Н. Афанасьева), создав на их основе вполне оригинальное произведение, по стихотворной форме (4-стопный
хорей с парной рифмовкой) близкое пушкинским литературным обработкам русских сказок (А. Ярославцев передавал слова А. С. Пушкина, сказанные автору Конька-Горбунка: “Теперь этот род сочинений можно мне и оставить”; есть также малодостоверное сообщение П. В. Анненкова, что первые четыре строки сказки принадлежат Пушкину). Образ Конька-Горбунка вполне оригинален.
Тем не менее сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок (напр, в 1870-1890-х вышло ок. 40 поддельных Коньков-Горбунков общим тиражом ок. 350 тыс. экз.).
С подлинными образцами устного народного творчества Конька-Горбунка роднит не только особая сказительская манера – веселая, с прибаутками, балагурством, обращениями к слушателям и т. п., но и “космизм” запечатленного в сказке крестьянского мировоззрения (“против неба – на земле”), соседство достоверно изображенных быта и нравов крестьян со сказочными чудесами (напр., на спине наказанного кита стоит село, обитатели которого живут своими обыденными заботами и радостями) и мн. др. Образ ершовского Ивана-дурака, ироничного, скрывающего за своими дурачествами, нарушениями общепринятых норм поведения настоящую мудрость, бескорыстие и внутреннюю свободу, выявил смысловые возможности “дураков” русских сказок, родственных юродивым в церковной традиции. В 1834-1836 Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В. Г. Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего (Молодой орел, Желание и др.).
Всего за этот период в печати (в основном в “Библиотеке для чтения”) появилось 10 стихотворений Ершова. Среди них баллада Сибирский казак (1835) – оригинальная интерпретация сюжета Леноры Г.-А. Бюргера (первым русским подражанием ей была Людмила В. А..Жуковского). В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену Фома-кузнец (1835) и пьесу Суворов и станционный смотритель (1836).
Летом 1836 Ершов с матерью (отец и брат скончались в 1833 и 1834) возвращается в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири (изучение жизни местных народностей, издание журнала и др.). Эти планы, сложившиеся под влиянием университетского товарища К. И. Тимковского (впоследствии осужден по делу петрашевцев), нашли выражение в стихотворениях Тимковскому (На отъезд его в Америку) (1835, опубл. 1872) и Послание к другу (1836), но осуществиться им было не суждено. Ершов поступает учителем в тобольскую гимназию, где в разных должностях прослужил до отставки в 1862 (с 1844 инспектор, с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ губернии). (В числе его учеников был Д. И. Менделеев).
В 1844 выслал на рассмотрение Министерства просвещения Курс российской словесности, рассчитывая на его публикацию (отвергнут в 1847 на том основании, что “не вполне отвечает понятиям воспитанников”). В сибирские годы Ершов писал немного, но не оставлял литературных занятий, хотя его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха. Всего с 1837 до конца его жизни в печати появилось 28 его новых стихотворений, в т. ч. отклик на смерть Пушкина Кто он? (1837). Самое значительное среди них – романтическая поэма из времен покорения Ермаком Сибири Сузге.
Сибирское предание (1838), написанная “народным размером” (безрифменный 4-стопный хорей, так наз. “испанский хорей”). Публикация цикла из семи рассказов Осенние вечера (1857; начаты в 1850 под загл. Сибирские вечера), с которыми Ершов связывал надежды на возвращение в литературу, и пьесы Купец Базим, или Изворотливость бедняка (1858) прошла незамеченной. Грандиозный замысел поэмы Иван-царевич в 10 томах и 100 песнях, о котором Ершов сообщал А. Ярославцеву еще в конце 1830-х, остался неосуществленным. Ок.
30 стихотворений увидели свет много позже смерти поэта (среди них наиболее интересны цикл Моя поездка, 1840, опубл. 1950; Грусть, 1843, опубл. 1872; В. А. Андронникову, 1860-е, опубл.
1940). Умер 18 (30) августа 1869 в Тобольске. Похоронен на тобольском Завальном кладбище.
Надпись на памятнике гласит: “Петр Павлович Ершов, автор народной сказки “Конек-Горбунок”.
Вариант 2
Отцом русского поэта, прозаика и драматурга Петра Павловича Ершова (1815-1869 гг.) был мелкий чиновник Павел Ершов, работа которого требовала постоянных переездов. Вместе с отцом ездила и мать, и Петр Ершов. Сначала мальчик учился в Тобольской гимназии, потом осваивал философско-юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Как курсовую работу Ершов подал П. А. Плетневу (профессор словесности) начальную І часть сказки “Конек-Горбунок”. Сначала публикация этого произведения состоялась в журнале “Библиотека для чтения” в 1834 году, а потом “русская сказка в 3 частях” выдержала еще 4 отдельных издания. Необходимо сказать, что Ершовым были использованы многие народные сюжеты из сказок.
Например, “Иван-дурак” и “Сивка-Бурка”.
Период с 1834 по 1836 года можно назвать активным в творчестве Ершова. Поэт вступает в ряды участников кружка В. Г. Бенедиктова, публикует 10 стихотворений, среди которых и баллада ” Сибирский казак”, по сути, оригинальная интерпретация баллады “Ленора” Г. А. Бюргера. Еще Ершовым публикуются сцена “Фома-кузнец” и пьеса “Суворов и станционный смотритель”.
После смерти отца (1833) Ершов с матерью возвращаются в родной Тобольск, мечтая заняться просветительской деятельностью. В Тобольскую гимназию он поступил учителем и, занимая разные должности (учитель, инспектор, директор), проработал здесь до отставки (1862).
Ершову выпала честь учить Д. И. Менделеева. Немногочисленные произведения сибирского периода популярностью не пользуются. Начиная с 1837 и до конца жизни, напечатано всего 28 новых произведений, среди которых поэма “Сибирское предание”.
Не заметили читатели цикла из 7 рассказов “Осенние вечера” (857) и пьесы “Купец Базим” (1858). Не успел написать Ершов поэму “Иван-царевич”, которую планировал создать в 10 томах и 100 песнях. Еще 30 произведений были напечатаны уже после смерти поэта.
Основным его детищем до сих пор считается сказка “Конек-Горбунок”.
Умер Ершов 18 августа в 1869 году в Тобольске. Похоронен на Завальном местном кладбище.