Николай Робертович Эрдман
ЭРДМАН, НИКОЛАЙ РОБЕРТОВИЧ (1900−1970), русский драматург, поэт. Родился 3 (16) ноября 1900 в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев. С 9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В. Маяковского.
В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А. Мариенгофом, С. Есениным, Г. Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником Борисом Эрдманом (1899−1960), стал принимать участие в деятельности группы. Участвовал в обсуждении Декларации имажинистов (1919), подписал расклеенную ими по Москве листовку Приказ о всеобщей мобилизации № 1 (1920) и литературную декларацию Восемь пунктов (1924), участвовал в качестве “свидетеля со стороны защиты” в литературном суде над имажинистами. Первое стихотворение Эрдмана Осени осенью осень… было опубликовано в журнале “Жизнь и творчество русской молодежи” в 1919.
В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма Автопортрет,
действие которой происходит в Москве. В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, написал пародию Носорогий хахаль на спектакль Вс.
Мейерхольда Великолепный рогоносец. В 1923 состоялась премьера его буффонады Шестиэтажная авантюра в кабаре “Кривой Джимми”, а в 1924 – пьесы Гибель Европы на Страстной площади в кабаре “Палас”. В соавторстве с В. Массом и др. драматургами Эрдман написал обозрение Москва с точки зрения, которым в 1924 открылся Театр сатиры. 20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана Мандат. Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы.
Эрдман получил возможность поехать в творческую командировку в Германию и Италию. Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э. Гарину. В интервью газете “Вечерняя Москва” Мейерхольд так охарактеризовал пьесу Эрдмана: “Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина.
Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст. Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка”. Неодолимые обстоятельства советской действительности, в которой человек без “бумаги” не мог существовать, приводили к тому, что герой Мандата Гулячкин был вынужден выписать мандат самому себе.
Кухарка Настя – Анастасия Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы, после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: “Вы в Бога верите? Дома верю, на службе нет”; “А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что тогда?” и т. п.
В Мандате Эрдман выработал один из своих главных драматургических приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным: возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра, ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и жаргон. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз. Сразу после премьеры Мандата Эрдман начал работать над пьесой Самоубийца.
Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской действительности, о которой один из персонажей говорил: “В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый”. Автор сочувствовал советским “маленьким людям”, оказавшимся беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы стала сцена проводов на тот свет живого “самоубийцы” Подсекальникова – своего рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против “новой жизни” сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом.
Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое звучание. В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете “Рабочая Москва” появилась статья Попытка протащить реакционную пьесу.
Антисоветское выступление в Театре им. Мейерхольда. Хотел поставить Самоубийцу и Театр им.
Е. Вахтангова, но ему это тоже не удалось. К. С. Станиславский, восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому “сделать опыт”, а через год, когда репетиции были завершены, лично запретил спектакль. В 1932, после закрытого просмотра, поставленный по Самоубийце спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем. Безуспешные попытки поставить или напечатать Самоубийцу предпринимались во время хрущевской “оттепели”.
Спектакли в Театре им. Е. Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены. Спектакль Театра сатиры, поставленный по пьесе в 1982 В. Плучеком, был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка.
Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве (Митя, Турбина N 3, Дом на Трубной, Посторонняя женщина и др.). В 1933 в Гаграх, во время съемок фильма Веселые ребята был арестован и сослан в г. Енисейск.
Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В. Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г. Александрова Веселые ребята были сняты фамилии сценаристов Н. Эрдмана и В. Масса. В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М. Горького Мать. В 1936 Эрдману было разрешено поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма Г. Александрова Волга-Волга (Государственная премия, 1941).
До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М. Булгакова первый акт пьесы Гипнотизер, которая не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве; письмо осталось без ответа. В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был призван в армию – в специальную часть для “лишенцев” и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному указанию Л. Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД.
Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948. Эрдман написал также сценарии художественных (Принц и нищий, Актриса, Смелые люди, Снежная королева, Морозко и др.) и мультипликационных (Федя Зайцев, Чудесный колокольчик, Приключения Мурзилки и др.) фильмов, либретто оперетт, интермедии к спектаклям, сценарии цирковых представлений, скетчи и др. произведения. Его соавторами были В. Масс и М. Вольпин. В 1964 Эрдман стал консультантом Ю. Любимова и неофициальным членом художественного совета Театра на Таганке.
Написал для этого театра инсценировку Героя нашего времени М. Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю Пугачев по драматической поэме С. Есенина. Спектакль по пьесе Самоубийца Любимов смог поставить только в 1990. Умер Эрдман в Москве 10 августа 1970.
Вариант 2
Николай Робертович Эрдман, русский драматург, родился 16 ноября 1900 года в Москве в семье бухгалтера. Серьезное влияние на становление драматурга оказала поэзия В. Маяковского. В 1918 году Эрдман примыкает к группе поэтов-имажинистов.
Первое стихотворение он публикует в журнале в 1919 году.
В 1922 Эрдман пишет либретто для оперетт, а также скетчи и куплеты для кабаре. В 1923 году в кабаре проходит премьера буффонады “Шестиэтажная авантюра”, а позже ставится пьеса “Гибель Европы”. В 1925 году, на подмостках театра Мейерхольда ГосТИМ, триумфально проходит премьера пьесы “Мандат”, которая высмеивает советскую действительность, где человек не существует без “бумаги”.
Следующей работой Эрдмана становится пьеса “Самоубийца”, в которой автор демонстрирует абсурд советского образа жизни. В 1928 году пьеса “Самоубийца” ставится Мейерхольдом, однако почти сразу же запрещается советской цензурой как реакционная и антисоветская. Сам Станиславский просит разрешения у Сталина разрешить постановку пьесы.
Несмотря на разрешение, через год репетиций Сталин лично запрещает спектакль.
В 1933 году, во время работы сценаристом над фильмом “Веселые ребята”, Эрдмана арестовывают за политические басни и ссылают в г. Енисейск. До 1941 года Эрдман скитается по ссыльным городам, а с началом войны идет на фронт – в часть для “лишенцев”, где не было ни оружия, ни обмундирования. Тяжело больного писателя вызывают в Москву писать сценарии для ансамбля НКВД, где он работает до 1948 года.
Николай Эрдман умер 10 августа 1970 в Москве.