Рафаэлло Джованьоли
Рафаэлло Джованьоли (итал. Raffaello Giovagnoli; род. 14 марта 1838 г. Рим – ум.
15 июля 1915 г. Рим) – популярный итальянский романист-историк. Известность приобрел романом “Спартак” (итал. Spartaco, 1874), который открывает собой большой цикл его исторических романов из истории Римской империи; однако, за исключением “Спартака”, они не представляют большого художественного интереса. Основные достоинства “Спартака” – историзм и особенно пафос борьбы, которым роман заражает читателя. Джованьоли, прекрасный знаток римской истории, принадлежит к тому поколению итальянской либерально-буржуазной профессуры, которое начало свою деятельность в эпоху войн за объединение Италии.
Это поколение было еще проникнуто героически-революционным пафосом Гарибальди – патриотизм не успел еще застыть в обывательски-повседневных формах. Вот почему с особенной любовью Джованьоли обработал историю восстания Спартака – восстания угнетенных Римской империей народностей; конечный идеал Спартака у Джованьоли – освобождение своей родины, Фракии, из-под власти
Рима, – мотив, который для Джованьоли не потерял еще злободневности (техника конспирации в организации Спартака напоминает таковую же у итальянских карбонариев). Но, обрисовав четко классовую сущность мятежа Спартака (восстание рабов), Джованьоли однако изображает утопистами тех, кто хочет низвергнуть собственнический строй; он ограничивается националистическим идеалом.
В своей поэтике Джованьоли следует романтической традиции. На него оказали сильное влияние Вальтер Скотт и Дюма-отец. Многим обязан Джованьоли и итальянским романистам, примыкающим к “Молодой Италии” – М. д’Адзельо и Л. Капраника (1821-1891). Переведенный на многие языки “Спартак” в России испытал жестокий гнет цензуры; до 1905 печатался в сильно сокращенных переделках как историко-приключенческий роман для юношества; после 1905 издавался левыми издательствами в качестве произведения революционной литературы, наряду с “Оводом” и “Записками Лоренцо Бенони”, и лишь после 1917 г. издан полностью.
– Русский перевод: Спартак, СПБ., 1881 (первонач. в журн. “Дело”, 1880, №№ 8-10-12, 1881, №№ 1-8); перевод А. Каррик и С. Гулишамбаровой, изд. 2-е, Поповой, СПБ., 1904; изд. Гиз, М., 1921; лучший перевод в изд. “Пролетарий”, Харьков, 1925. Имеются также сокращенные и обработанные переводы “Спартака”: сокращ. и обраб.
А. И. Ромма, изд. “Красной нови”, М., 1924; обработка и примечания Эдв. Шолок, предисловие В. Залежского, изд. “ЗИФ”, М., 1928. – Реалистические романы: o Evelina, 1868; o Natalina.
I drammi del lusso, 1878. o I racconti del maggiore Sigismondo, 1908. – Исторические романы: o Spartaco, 1874; o Opimia, 1875; o Plautilla, 1878; o Saturnino, 1879; o Faustina, 1881; o La guerra sociale. Aquilonia, 1884; o Messalina, 1885; o Benedetto IX, 1899; o Publio Clodio, 1905; – Поэзия: o Peccata juventutis meae, 1883; – Комедия “La moglie di Putifarre”, 1876. – Историческая драма “Marocia” (из времен Византийской империи), 1875.
– Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Russo Luigi, I narratori italiani contemporanei 1860-1926, Roma, 1926 (нем. перев.: Italienische Erzähler 1860-1926, Heidelberg, 1927).
Вариант 2
Рафаэлло Джованьоли (14 марта 1838 г., Рим – ум. 15 июля 1915 г., Рим) – итальянский романист-историк. Самое знаменитое его произведение – роман “Спартак” (итал. “Spartaco”, 1874), который стал первым романом цикла об истории Римской империи.
Последующие произведения цикла не имеют большой художественной ценности.
Роман “Спартак” заражает читателя особым героически-революционным пафосом борьбы. Джованьоли, великолепно знающий историю Рима, принадлежал к поколению, которое было проникнуто революционной идеологией Гарибальди. Патриотизм для людей этого поколения не был пустым звуком.
Вот почему писатель тщательно и с особым трепетом обработал историю восстания раба Спартака – восстания народностей, порабощенных Римской империей.
Главная цель Спартака по Джованьоли – освобождение своей родной Фракии от римского господства. Этот мотив еще не потерял для писателя своей актуальности. При этом писатель считает утопистами тех, кто хочет свергнуть собственнический строй, и ограничивается националистическим идеалом.
Сильное влияние на творчество Джованьоли оказали Александр Дюма-отец и Вальтер Скотт, а также итальянские романисты М. д’Адзельо и Л. Капраника.
В России “Спартак” попал под цензуру и до 1905 издавался с большими сокращениями как историко-приключенческий роман; после 1905 печатался подпольными издательствами наряду с такими революционными произведениями, как “Овод” и “Записки Лоренцо Бенони”. Полностью роман был издан только после 1917 года, поэтому автор его так и не увидел. Скончался писатель в 1915 году.