Борис Алексеевич Чичибабин
Борис Алексеевич Чичибабин (9 января 1923, Кременчуг – 15 декабря 1994, Харьков; настоящая фамилия Полушин) – русский поэт, лауреат Государственной премии СССР (1990), которого иногда относят к так называемым “шестидесятникам”. Жил в Харькове, на протяжении трех десятилетий был одним из самых известных и любимых представителей творческой интеллигенции города (1950-е – 1980-е годы). С конца 50-х годов его стихотворения в рукописях широко распространялись по всей России. Официальное признание пришло к поэту только в конце жизни, в годы перестройки.
Содержание [убрать] Жизнь и творчество Б. А. Чичибабин воспитывался в семье офицера, окончил школу на родине Репина – в Чугуеве Харьковской области. Его псевдоним взят в честь двоюродного деда со стороны матери, академика Алексея Евгеньевича Чичибабина, выдающегося ученого в области органической химии и одного из первых советских “невозвращенцев”. В 1940 г. Борис начал учебу на историческом факультете Харьковского университета, но в начале войны был призван в армию и служил на Закавказском фронте.
В
1945 г. поступил на филологический факультет ХГУ, но уже в июне 1946 г. был арестован и осужден на 5 лет лагерей “за антисоветскую агитацию”. Предположительно[1], причиной ареста были стихи – крамольная скоморошья попевка с рефреном “Мать моя посадница”, где были, например, такие строки: Пропечи страну дотла,
Песня-поножовщина, Чтоб на землю не пришла Новая ежовщина! В тюрьме Чичибабин написал “Красные помидоры”, а в лагере – “Махорку”, два ярких образца “тюремной лирики”.
Эти стихи, положенные на музыку актером и певцом Леонидом (“Лешкой”) Пугачевым, широко разошлись по стране: Школьные коридоры, тихие, не звенят… Красные помидоры
Кушайте без меня. Уже в 50-е годы, после возвращения из лагерей, намечаются основные темы поэзии Чичибабина. Это, прежде всего, гражданская лирика, “новый Радищев – гнев и печаль” которого вызывают “государственные хамы”, как в стихотворении 1959 г. “Клянусь на знамени веселом” (“Не умер Сталин”). К ней примыкает редкая в послевоенной поэзии тема сочувствия угнетенным народам советской империи – крымским татарам, евреям, “попранной вольности” Прибалтики – и солидарности с ними (“Крымские прогулки”, “Еврейскому народу”). Эти мотивы сочетаются у Чичибабина с любовью к России и русскому языку, преклонением перед Пушкиным и Толстым (“Родной язык”), а также с сыновней нежностью к родной Украине:
У меня такой уклон: Я на юге – россиянин, А под северным сияньем Сразу делаюсь хохлом. В начале 60-х, на волне массового увлечения поэзией, Чичибабин с успехом читает стихи на поэтических вечерах, ведет литературную студию.
Из печати выходят четыре сборника его стихов. Однако цензурный гнет, вместе с органически присущей Чичибабину установкой на демократичность и его не изжитым в ту пору революционным романтизмом, привели к тому, что в этих книгах оказалось немало стихов, звучавших декларативно, вполне в духе официоза. В 1968 году, после вторжения в Чехословакию, даже само название сборника “Плывет Аврора” отталкивало читателей. Такая потеря индивидуальности привела Чичибабина к глубокому духовному кризису (“…Уходит в ночь мой траурный трамвай”):
Я сам себе растлитель и злодей, и стыд и боль как должное приемлю, за то, что все придумывал – людей и землю. А хуже всех я выдумал себя… Выход наметился, когда поэт встретил свою настоящую любовь (“Сонеты к Лиле”). “Уход из дозволенной литературы… был свободным нравственным решением, негромким, но твердым отказом от самой возможности фальши”[2]. Чичибабин возвращается к работе экономистом “в трамвайном управлении”, пишет для себя и для друзей.
Его темами остаются любовь, природа, книги. В начале 70-х Чичибабин мучительно переживал эмиграцию своих друзей, благословляя их, а не осуждая: Дай вам Бог с корней до крон без беды в отрыв собраться. Уходящему – поклон.
Остающемуся – братство. В 1973 г., после появления сборника в самиздате и публичного чтения резкого стихотворения о “воровских похоронах” Твардовского, Чичибабина исключают из Союза писателей. Его ответ таков: Нехорошо быть профессионалом: Стихи живут, как небо и листва.
Что мастера? – Они довольны малым. А мне, как ветру, мало мастерства. Благодаря прямоте и отсутствию фальши, поэзия Чичибабина в 70-е – 80-е годы становится известна интеллигенции и за пределами Харькова. В годы перестройки его стихи зазвучали злободневно, насущно, их активно печатают газеты и журналы, выходят итоговые неподцензурные сборники. В 1990 г. за книгу “Колокол” поэт удостоен Государственной премии СССР.
Чичибабин участвует в работе общества “Мемориал”, дает интервью, выезжает в Италию, в Израиль. Но принять результаты перестройки поэту оказалось непросто. Его “стихи обходят с неприязнью барышника и торгаша”. Чичибабин, которому были “думами близки” и “Россия с Украиной”, и “прибалтийской троицы земля”, и “Армения – Божья любовь”, не смог смириться с распадом Советского Союза, отозвавшись на него исполненным боли “Плачем по утраченной родине”.
“Борис давно понял свое предназначение поэта и следовал ему до конца дней. (Булат Окуджава) Похороны Бориса Чичибабина в декабре 1994 г. в Харькове были многолюдны.
На улице в центре города, названной в его честь, сооружена мемориальная доска со скульптурным портретом.
Вариант 2
Борис Алексеевич Чичибабин, советский поэт, родился 9 января 1923 в г. Кременчуг в семье офицера. Публиковать своих произведения начал еще в школе под псевдонимом “Борис-Рифмач”. После школы поступает в Харьковский университет, однако в 1942 году учебу прерывает призыв в армию.
В 1943 году Чичибабин работает механиком по авиаприборам в разных частях Закавказского военного округа.
Получить высшее образование поэту так и не удалось. После войны он продолжает писать стихи и издает их самиздатом – маленькие книжечки, полученные в результате разрезания школьных тетрадей. Одна из таких книжечек попадает не в те руки и Чичибабина арестовывают за антисоветскую агитацию.
Почти два года поэт проводит в тюрьме, находясь под следствием, после этого его направляют в Вятлаг, осудив на 5 лет лишения свободы.
После возвращения из лагеря Чичибабин долгое время не может найти себя, он перебивается случайными заработками, работает подсобным рабочим в Харьковском театре русской драмы. В эти годы поэзия Чичибабина посвящена гражданским проблемам, она изобилует сочувствием к угнетенным народам СССР – крымским татарам и евреям. Печатным дебютом поэта становится сборник стихов “Молодость”, который издается в 1963 году.
В 1964 году поэт начинает работу в литературной студии, после чего по требованию КГБ Чичибабина отстраняют от руководства, объясняя это тем, что на студии изучалось творчество неугодных советскому руководству литераторов – Цветаевой и Пастернака.
В 1974 году Чичибабина вызывают в КГБ, где за распространение самиздатовской литературы угрожают завести на него дело. Дерзость поэта не остается незамеченной и в течение последующих 15 лет о творчестве Чичибабина упорно умалчивается.
Умер Борис Чичибабин в декабре 1994, в Харькове.