Юрий Васильевич Бондарев
БОНДАРЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1924), русский писатель. Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина – участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста. Ранние годы жизни провел в Оренбужье, на Южном Урале, в Средней Азии.
С 1931 жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен. Войну продолжил командиром противотанкового орудия. В 1945-1951 учился в Литературном институте им. А. М. Горького (семинар К. Г. Паустовского).
Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 – первый сб. рассказов На большой реке. В 1956 увидела свет повесть Бондарева Юность командиров. Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), положивших начало т. н. “лейтенантской прозе”, отмеченной той самой “окопной правдой”, истоки которой восходят к знаменитому роману Э. М. Ремарка времен Первой мировой войны На западном фронте без перемен.
Роман Бондарева Тишина
(1962) продолжил общеевропейскую тему “потерянного поколения” – трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе Горячий снег (1969) еще более обострена проблема ценности человеческой личности. С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая экзистенциальную ответственность каждого за свою судьбу – будь то отношения между мужчиной и женщиной, “завоевателем” и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины (тетралогия Берег, 1975, Государственная премия СССР, 1977; Выбор, 1980, Государственная премия СССР, 1983; Игра, 1985, Искушение, 1991).
Герой романов Бондарева, человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов). С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит “игра” не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами – и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события (цикл импрессионистических миниатюр Мгновения, 1977−1982). Бондарев – автор публицистически-злободневного романа о современности Сопротивление (1994−1996), книги размышлений о роли литературы в историческом процессе Поиск истины (1976), многочисленных работ для театра и кино (в т. ч. участие в киноэпопее о Великой Отечественной войне Освобождение, 1970−1972, Ленинская премия, 1972).
Вариант 2
Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924), русский писатель. Родился в Орске 15 марта 1924 года, в семье крестьянина принимавшего участие в борьбе за установление на Урале советской власти, впоследствии юриста.
Первые годы Юрия Васильевича прошли на Южном Урале, в Оренбужье и Средней Азии. С 1931 начал жить в Москве. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан. Когда Бондарев окончил военное училище, отправился на фронт, где был ранен в первом бою.
Войну прослужил командиром противотанкового орудия. После окончания войны, в 1945-1951-ых годах прошел обучения в Литературном институте им. А. М. Горького (семинар К. Г. Паустовского).
Первый рассказ Юрия Васильевича был опубликован в 1949 году, а в 1953 вышел первый сборник рассказов “На большой реке”. Повесть “Юность командиров” увидела свет в 1956 году. Настоящую известность Бондарев получил после повестей “Батальоны просят огня” и “Последние залпы”, которые были опубликованы в 1957 и 1959 гг. соответственно.
Данные прозы положили начало так называемой “лейтенантской прозе”, которая отмечалась той самой “окопной правдой”, ее истоки приводят к знаменитому роману Э. М. Ремарка “На западном фронте без перемен”, времен еще Первой мировой войны.
Продолжением общеевропейской темы “потерянного поколения” стал роман Тишина (1962), в котором описаны трудности связанные с вхождением в мирную жизнь молодых людей, которые со школьной скамьи попали на фронт. В романе Горячий снег (1969) очень остро стоит проблема ценностей человеческой личности. Если рассмотреть творчество Бондарева с начала 1970-х, можно провести грань между тем, как сопрягается острота психологических коллизий с частной жизнью, подчеркивая при этом ответственность каждого человека за свою судьбу. Будь то отношения между “завоевателем” и побежденным, мужчиной и женщиной, выбор между муками истинного творчества и благополучием рутины, между жизнью предателя и смертью героя.
Герой романов Бондарева сильный, преуспевающий и творческий человек.
В произведениях Бондарева, с годами, “игра” со сложными человеческими судьбами происходит все свободнее. Бондарев является автором книги размышлений о роли литературы в историческом процессе “Поиск истины”(1976), публицистически-злободневного романа о современности “Сопротивление” (1994−1996), а также многочисленных работ для театра и кино.