Виталий Валерианович Бианки
БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1894- 1959) Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому разносторонние знания – вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.
Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, С.
Т. Аксаков, д. Н. Мамин – Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно – познавательной книги для детей М. Ильин, К. Г. Паустовский, В. Житков, а учениками и последователями – признанные ныне детские писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.
“Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других – в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде”, – записывал он в своем дневнике.
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое – Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали.
Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц.
Сколько часов терпеливых провел я В легких шалашках из корабельных корзин, Высохшей тины и веток, – птиц наблюдая, Птицам невидимый, писал он.
Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии”. На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное.
В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг. В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию.
После Октябрьской революции жил несколько лет на Алтае – работал учителем в школе, многое делал для местного краеведческого музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же будущий писатель впервые проявил свои литературные способности, опубликован небольшие заметки и стихи о природе. В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду. С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С. Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени.
Его первая сказка “Путешествие красноголового воробья” обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами “Лесные домишки”, “Чей нос лучше?”, “Мышонок Пик”, “Теремок” и другие произведения, принесшие писателю известность. С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой “Лесная газета”, десять изданий которой (первое – в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни.
Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник “Лесные были и небылицы”, на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий успех принесла Бианки радиопередача “Вести из леса”, продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками.
Последняя книга писателя “Опознаватель птиц на воле” осталась незавершенной. В 1959 г. он ушел из жизни. Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства.
Писатель Н. И. Сладков говорит о нем как о “первооткрывателе”, а сам автор называет себя “переводчиком с бессловесного”. Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней (“По следам”, “Как дяденька Волов искал волков”, “Ласковое озеро Сарыкуль”, “Озеро-призрак” и др.) Перед нами не скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка “Роковой зверь”, приключенческая повесть “Мышонок Пик”, “биографическое” описание животного “На Великом морском пути” и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко усваиваемый ребенком. Рассказ “По следам” написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. “Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив… человеческую жизнь в зависимость от знания следов”, – писал Бианки.
К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя. Его “сказки-несказки”, развивающие традиции народных сказок (“Теремок”, “Лис и мышонок”, “Лесные домишки”, “Красная горна”, “Люля”, “Сова” и другие), короткие рассказы (“Первая охота”, “Чьи это ноги?”, “Кто, чем поет?”, Чей нос лучше?” и другие), повести (“Одинец”, “Аскыр”, и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов “Мой хитрый сынишка”, “Рассказы о тишине” помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть. В своем дневнике писатель как-то записал: “Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)”. В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ “Несмышимка”.
Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке – “неслышимке”: “Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки”. Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен “немой оркестр луга”. Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может.
Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда “включать свой слух на неизвестное”.
Произведения Бианки – прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.
Вариант 2
Детский писатель Виталий Валерианович Бианки родился в Петербурге в 1894 г. Валентин Львович – его отец, был ученым-орнитологом, работал хранителем в музее зоологии в отделе птиц. Маленький Виталик с двумя его братьями частенько рассматривали экспонаты этого музея, ведь они с семьей жили во флигеле музейного здания. Поэтому вполне объяснимо, что все они, впоследствии, связали с наукой род своих занятий.
Вспоминая свое детство, Виталий Валерианович говорил о том, что и в самой квартире был настоящий многочисленные птицы в клетках; террариум с ящерицами, черепахами и змеями; даже аквариум с рыбками.
В 1915 г. Виталий Валерианович поступает учиться в университет, однако, его учебе помешала мобилизация в армию из-за начавшейся войны. С 1923 г. он начинает вести работу в кружке писателей для детей, организованным под руководством С. Я Маршака.. В то же время Бианки издает “Лесные домишки” отдельными книгами, в 1925 г. – рассказ “По следам”, а с 1928 г. начинает работать над своей главной рукописью “Лесная газета” и длиться это до 1958 г..
Значимо повлияли на творческие направления Бианки писатель американец Э. Сетон-Томпсон и известные писатели России Тургенев И. С., Толстой Л. Н., Аксаков С. Т., Мамин-Сибиряк Д. Н. Виталий Валерианович – настоящий исследователь, путешественник и искатель приключений по жизни, выдающийся поэт, трудолюбивый деятель по своей натуре. Бианки обладал колоссальными незаурядными способностями на литературном поприще, он был великолепным рассказчиком и просто добрый и верным другом ля многих. Его последователями и учениками были Э. Шим, Н. Павлова, В. Сахарнов, Н. Сладков и многие другие.
Бианки жил до 1959 года и был одним из основоположников целого направления в детской литературе, которое раскрывается в художественном отображении лесной жизни. Книги Виталия Валентиновича Бианки до сих пор популярны среди детей и запали в душу многим. В своих произведениях он учит детей чувству патриотизма, трепетному отношению к животным и природе, сочувствию и состраданию, помощи слабым и многим добрым положительным качествам, необходимым для детского развития.