Белла Ахатовна Ахмадулина
АХМАДУЛИНА, БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА (1937 – 2010), русская поэтесса. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты “Метростроевец”.
Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете “Комсомольская правда” было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А. М. Горького.
Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: “поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства”. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале “Синтаксис”. Занималась журналистикой, писала очерки (На сибирских дорогах и др.). В 1957 писала в “Комсомольской правде”: искусство “призвано не веселить людей, а приносить им страдания”. В 1959 Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б. Л. Пастернака, но затем восстановлена.
В 1960 окончила институт с отличной оценкой
дипломной работы. В 1962 стараниями П. Г. Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной Струна. Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: “Здравствуй, Чудо по имени Белла, Ахмадулина, птенчик орла!” Поэтический сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве “Посев” (1969, ФРГ). Несмотря на это “крамольное” событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи (1975), Свеча (1977), Метель (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы.
В 1988 вышла книга Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники. Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной Много собак и собака вошел в неофициальный альманах “Метрополь” (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время “оттепели”. Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли “поэтом эстрады”, обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность.
Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам. Одной из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба. Дружбу – в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество – она считает одним из самых сильных человеческих чувств.
Дружбе в равной мере присущи и страсть (“Свирепей дружбы в мире нет любви”, в сб. Сны о Грузии, 1977), и горечь (“По улице моей который год…”; там же). Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты – от А. Пушкина и М. Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди – “кривая Нинка” (сб.
Побережье, 1991), “электрик Василий” (сб. Стихотворения, 1988) и др. Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем “больничном цикле” (Воскресенье настало…, Был вход возбранен…, Елка в больничном коридоре и др.): “Я видела упадок плоти и грубо поврежденный дух /…весь этот праздник некрасивый был близок и понятен мне”.
При этом, как писал в 1977 И. Бродский, ее искусство “в значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой морального выживания” (Зачем российские поэты?..). Бродский считал Ахмадулину “несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии”, поэтом, чей “стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт ее подлинного голоса”. Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе, С. Чиковани и др.
Журнал “Литературная Грузия” публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России. Ахмадулина – автор многочисленных эссе – о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, “украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой”. Живет поэтесса в Москве. В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.
Умерла в Москве 29 ноября 2010 года.
Вариант 2
Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна (1937 – 2010), русская поэтесса. Родилась в Москве 10 апреля 1937 года. Еще в свои школьные годы, будучи совсем юной, начала подрабатывать корреспондентом в известной газете “Метростроевец”, и писать свои первые удачные стихотворения.
В 1955 году опубликовали и отметили ее стихотворение Родина в отличной газете “Комсомольская правда”. Училась в Литературном институте А. М. Горького. При поступлении подавала стихи на конкурс, И. Сельвинский оценил ее произведения как поразительные, сильные, свежие с чувством и душой.
Ахмадулина училась, параллельно работала журналистом и редактором. В то же время писала и публиковала свои стихотворения. Пережила исключение с института за не желание участвовать в травле Б. Л. Пастернака, но затем ее восстановили в ряды студентов.
В 1960 с отличием окончила Литературный институт.
В 1962 под названием “Струна”, вышла первая книга Беллы. Со временем опубликовали ее хороший сборник Озноб, который вместил в себя дюжину стихотворений за тринадцать лет ее творчества. В 1988 мир увидел знаменитую книгу Избранное, и еще много разных сборников.
Ахмадулина была одной из самых ярких писательниц того времени, удостоилась звания поэтесса эстрады. Своими стихами она пыталась угодить современному читателю, хоть это ее не особо и радовало, как оказалось немного позже.
Главная и неприкосновенная ее тема в творчестве – это дружба, дружба – творчество и любовь. Это огонек ее стиля в жизни. Талантливо писала о дружбе со страстью и о дружбе с горечью. В 1970 году поэтесса ездила в Грузию и с тех времен много произведений написано под этими впечатлениями.
Так сильно увлеклась, что начала переводить грузинских поэтов Н. Бараташвили, С. Чиковани, Г. Табидзе, и др. Взамен грузинские журналы печатали ее стихотворения. Ахмадулина Белла написала много эссе о Марине Цветаевой, Анны Ахматовой, Владимире Высоцком и много других знаменитых творческих личностях. По ее стихотворениям можно понять, что эти люди сделали не маленькое вложение своим творчеством в пройденную эпоху.
В 1989 поэтессе была присуждена Государственная премия СССР.
Скончалась 29 ноября 2010 года.