Николай Николаевич Асеев
Николай Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента (по др. сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908−1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 регулярно печатался в журналах “Весна”, “Заветы”, “Проталинка”, альманахе “Первоцвет” и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале “Русский архив”.
Начал как символист, в Москве сблизился с В. Я. Брюсовым, Вяч. И. Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С. П. Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу “Лирика”, став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с отчетливо футуристической ориентацией “Центрифуга” (Асеев, Бобров, Б. Л. Пастернак). В том же году в Харькове Асеев – один из организаторов литературной группы “Лирень”, прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма “хлебниковского”
толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с В. В. Хлебниковым, Д. Д. Бурлюком и особенно с В. В. Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире).
После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество “Балаганчик”, ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы “Творчество”, куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С. М. Третьяков. С 1922 постоянно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ. Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга Ночная флейта, 1914), интерес к русской народной речи (сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книга Леторей, 1915, совместно с Г. Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как “беспредметное новаторство”), решающее влияние – в поэтике и антибуржуазном мировидении – Маяковского, высоко ценившего Асеева (“Этот может, хватка у него моя” – в стихотворении Юбилейное) и написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза), 1915; Оксана, 1916; острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым – в сборниках Бомба, 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж почти полностью уничтожен), Стальной соловей, 1922; Совет ветров, 1923; Изморозь, 1927, включающем известное стихотворение Синие гусары; Запеваем!, 1930; Пламя победы, 1946; Разнолетье, 1950; Раздумья, 1955; Лад, 1961, Ленинская премия, 1962; Самые мои стихи, 1962, – в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, “индустриализованные” неологизмы и просторечие, – и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось также в поэмах Асеева Буденный, 1923; Лирическое отступление, Электриада, Двадцать шесть, посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; Свердловская буря, 1925; Семен Проскаков, 1928; Маяковский начинается, 1936−1939, отд. изд.
1970, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные главы – 1950). Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в мемуарах и путевых записках (Разгримированная красавица, 1928). Асеев – автор также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и т. п.
Умер Асеев в Москве 16 июля 1963.
Вариант 2
Николай Асеев родился в Льгове Курской губернии 28 июня 1889. Был сыном страхового агента. В 1907 г. стал выпускником Курского училища, с 1908 по 1910 г. учился в Коммерческом институте г. Москва и в Московском университете на историко-филологическом факультете.
С 1908 начинает регулярно издавать свои произведения; некоторый период времени работает секретарем.
Начал свой творческий путь как символист, сдружился с В. Я. Брюсовым, В. И. Ивановым, С. П. Бобровым.
В 1913 создал литературную группу “Лирика”, вместе с Бобровым и Пастернаком был организатором издательства, из которого в 1914 году родилась группа писателей “Центрифуга”, исповедовавшая футуризм. В 1914 г. Асеев организовал литературную группу “Лирень” в Харькове. Дружил с В. В. Хлебниковым, Д. Д. Бурлюкоми.
На протяжении некоторого промежутка времени Асеев жил вместе с В. В. Маяковским в одной квартире.
В 1915 г. призван в армию, во время войны оказался на Дальнем Востоке. Основал во Владивостоке литературное общество “Балаганчик”, которое, собственно стало фундаментом для группы “Творчество”, которую Асеев организовал с Третьяковым в 1920 г. С 1922 Асеев живет в Москве; а в 1923 вступает в Левый фронт искусств.
Первая книга Асеева – “Ночная флейта” – 1914 г. – символ изысканности и эпатажности, в сборнике “Зор” – 1914 г. – ярко выражен интерес к русской речи, а в книге “Леторей” – 1915 г., он вообще переходит в культ звукописи. Творческая дружба с Маяковским полностью сформировала талант Николая Асеева. В его творчестве усиливается революционный мотив. Вместе с Маяковским было написано много агитационных стихотворений, которые проявились в сборниках Асеева “Люблю твои глаза” – 1915, “Оксана” – 1916; Сборник “Бомба” – 1921 г., в котором ярко выражена острота социальной проблемы, был сожжен весь тираж интервентами. Революционным пафосом проникнуты поэмы “Буденный” – 1923; “Лирическое отступление”, “Двадцать шесть” – которую Асеев посвятил расстрелянным бакинским комиссарам, – 1924.
Также Асеев писал для детей, занимался переводами и статьями.
Николай Асеев умер 16 июля 1963 г. в Москве.