Максим Алексеевич Антонович
АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1835−1918), русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Родился 27 апреля (9 мая) 1835 в г. Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка.
Очень рано потерял родителей и остался круглым сиротой. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859 Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом богословия. Но уже в годы учебы его взгляды принимают материалистический и атеистический характер.
Решающую роль в этом сыграло изучение им трудов французских материалистов, П. Прудона, Л. Фейербаха. В 1859 в “Современнике” была опубликована статья Антоновича Что иногда открывается в либеральных фразах?, вступление к которой написал Н. А. Добролюбов. Последний познакомил Антоновича с Н. Г. Чернышевским. В 1862 Антонович выходит из духовного звания.
Став в 1861 постоянным сотрудником “Современника”, а после смерти Добролюбова возглавив литературно-критический отдел журнала, он включается в журнальную полемику. В статьях Современная философия, Два типа современных
философов, Современная физиология и философия Антонович выступает с позиций антропологического материализма, отстаивая и пропагандируя философские взгляды Чернышевского. В своей критике философского идеализма (от Платона до Гегеля и Шопенгауэра) он опирался также на исследования европейских и русских естествоиспытателей (Ч. Дарвина, Д. Льюиса, И. М. Сеченова). Критикуя идеологию почвенничества, полемизировал с Н. Н. Страховым и Ф. М. Достоевским.
В 1862-1864, ведя борьбу с “антинигилистической” литературой (статьи Асмодей нашего времени, Современные романы), исключительно резко оценивал роман И. С. Тургенева Отцы и дети. В целом для для литературно-критических работ Антоновича характерны идеологический подход к литературному творчеству, стремление видеть в содержании художественного произведения непосредственное отражение “прогрессивных” или “реакционных” тенденций общественной мысли. В брошюре Материалы для характеристики современной русской литературы (1869) Антонович подверг критике Н. А. Некрасова, обвинив поэта в измене передовым общественным идеалам.
После закрытия “Современника” Антонович с семьей некоторое время жил за границей (1866−1868). В 1870-е годы он занимался преимущественно переводами многочисленных трудов по истории и естествознанию. Сотрудничал в различных изданиях (“Слово”, “Новое обозрение” и др.), Антонович продолжал отстаивать революционно-демократическую идеологию 1860-х годов, критиковал Тургенева (теперь уже за роман Новь), в 1881 в рецензии на роман Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы, не приемля религиозных идеалов писателя, отрицал художественное значение этого произведения. В 1898-1916 он публикует воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, Лаврове, труд о Ч. Дарвине и его учении.
В своих последних статьях Антонович резко отрицательно оценил религиозно-философские идеи авторов сборника Вехи. Умер Антонович в Петрограде 14 ноября 1918.
Вариант 2
Родился 27 апреля в 1835 году в семье священнослужителя в Харьковской области, в г. Белополье. Рано остался без родителей, учился в духовном училище (г. Ахтырка), затем в семинарии г. Харькова и духовной академии Санкт-Петербурга.
Несмотря на то, что уже во время учебы его взгляды были далеки от религиозных, Антонович становится все-таки кандидатом богословия. Но это не помешало ему тщательно изучать труды П. Прудона и Л. Фейербаха и в 1859 году в журнале “Современник” опубликовать свою нашумевшую статью “Что иногда открывается в либеральных фразах?”. Сам Н. А. Добролюбов написал к ней вступление.
Он же и познакомил Антоновича с Н. Г. Чернышевским. До конца своей жизни писатель боготворит Чернышевского и Добролюбова.
В 1861 году Антонович становится сотрудником журнала “Современник”, а в 1862 году все-таки выходит из духовного звания. Он становится во главе одного из отделов журнала и после смерти Добролюбова активно полемизирует на его страницах. Ему близка позиция антропологического материализма и в своих статьях “Современная философия” и “Два типа современных философов”, а также “Современная физиология и философия” он отстаивает и пропагандирует ее, подкрепляя исследованиями естествоиспытателей, русских и европейских.
Таким образом, его взгляды совпадают с философией Чернышевского, Ч. Дарвина, Д. Льюиса, И. М. Сеченова. Он резко критикует идеологию почвенничества. Талантливый полемист и остроумный собеседник, он часто вступает в словесные перепалки с современными писателями.
Антонович не признает писателей-нигилистов и резко критикует произведение С. Тургенева “Отцы и дети”. Отзывается о нем резко, вплоть до личных нападок. Для творчества М. А. Антоновича характерны: абсолютно идеологический подход к литературному творчеству, желание видеть в литературных произведениях настроение общественности; приверженность передовым общественным идеалам. После того, как “Современник” закрылся, в 1866 году Антонович был вынужден выехать за границу и около двух лет жил там со своей семьей.
Его основной деятельностью в это время были переводы работ по истории и естествознанию.
Работал он со многими известными изданиями, такими как “Слово”, “Новое обозрение” и др. Всю свою жизнь Антонович отстаивал революционно-демократическую идеологию 1860-х годов. Резко критиковал Тургенева за его новый роман “Новь”, а Ф. М. Достоевского за “Братьев Карамазовых”.
Он часто был слишком резок в своих нападках, поэтому друзей у него было не так много. Антонович был человеком идейным и партийным. Умер известный литературный критик и публицист в 1918 году, 14 ноября.