Красная Шапочка
Характеристика литературного героя КРАСНАЯ ШАПОЧКА (фр. Petit Chaperon Rouge) – героиня сказки Ш. Перро “Красная Шапочка” из сборника “Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с нравоучениями” (1697). Ключ к образу К. Ш. дан самим Перро, автором диалогов “Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук”: его сказки имеют прекрасные образцы в “премудром и преученом мире древности”.
Если сами сказки – удар по античному “парнассизму” Буало, то прототип К. Ш. при ее подчеркнутой исключительности следует искать среди небожителей, тем более что красная шапочка (подарок бабушки) сродни венку или короне – атрибутам богини неба. В древнегреческой мифологии внук праматери всего сущего Земли-Геи, Солнце-Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает К. Ш. от матери. У Фаэтона и К. Ш. лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть.
В сказках не бывает случайных слов: К. Ш. встречается одержимый желанием
съесть ее Волк, именуемый кумом. Это значит, что между персонажами существуют родственные отношения. Если продолжать параллель, то в образе Волка персонифицированы Крон, проглотивший своих детей, и Зевс, метнувший в Фаэтона испепеляющую молнию. Так Ш. Перро вовлек олимпийских богов, по выражению П. де Сен-Виктора, в “наивный и заманчивый маскарад”. К. Ш. как героиня взрослой сказки, пронизанной “галантными” интонациями той литературной эпохи, становится объектом авторской морали, обращенной к девицам, решившимся разделить с Волком ложе.
Менее всего желая “разгула мезальянса” (В. Блюмен-фельд), Перро лишь повиновался традиции родственных союзов меж божествами. Современная интерпретация образов К. Ш. и Волка, модифицированных в Солнце и Крокодила, усматривается в сказке К. И. Чуковского “Краденое солнце”, одновременно заставляя искать истоки сюжета о К. Ш. в древней космогонической концепции противостояния богини неба и божества подземных вод.
В то же время принципиальное изменение сюжета и трансформация облика персонажей в либретто С. С. Прокофьева к симфонической сказке “Петя и Волк”, мультипликационном фильме “Петя и Красная Шапочка” разрушает смысловую иерархию сказки ради утверждения культа положительного героя. “Миф наизнанку” теряет свои древние корни, и сказка в своей однозначности не взывает, как надеялся Перро, к широте ума читателя.