Взрослые постоянно твердят, что классика вечна, что это шедевры, которые должен знать каждый уважающий себя человек. Но вот вопрос: почему классика – это шедевры, что она дает человеку и актуальна ли она сейчас? Честно говоря, читая Шекспира или Карамзина, трудно в этом разобраться.
Продираясь сквозь дебри их, уже во многом непонятного современному человеку, языка, думаешь: “Какой-то простой сюжет, сказочно-фантастическая история. Разве она имеет отношение к сегодняшней жизни, к моей жизни?” Однако, если преодолеть этот “языковой барьер”, внимательно прочитать и подумать над произведениями классиков (Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Булгакова), то становится понятно, что классика не устарела. Больше того, она не может устареть, потому что говорит о тех проблемах, которые волнуют человека во все времена. А люди, как известно, в самом главном не меняются. Об этом сказал еще булгаковский Воланд: “…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…” Добро и зло, любовь и ненависть, смысл жизни, тайна смерти, законы устройства Вселенной, место человека
в этом мире – обо всем этом размышляют писатели-классики и помогают своим читателям (независимо от века, в котором те живут) найти ответы на важнейшие вопросы бытия.
Нужно лишь уметь за ворохом кринолинов или звоном шпаг, за антуражем убогой деревенской избы увидеть характеры и ситуации, которые вечны. Больше того, я думаю, в одном из этих “классических” характеров читатель обязательно найдет себя или своих знакомых, встретит жизненную драму, схожую с его. И это, возможно, поможет современному человеку ответить на мучающий его вопрос, разрешить какой-то конфликт или просто посмеяться над жизнью.
В этом – “практическая”, но и высшая польза классики. И именно поэтому взрослые настаивают на ее знании. Классическая литература – это “учебник жизни”, сеанс высококлассной психотерапии, который доступен всем, кто умеет читать.