Второй и самый главный цикл – былины о Киевских или младших богатырях. Эти богатыри собираются в Киеве вокруг князя Владимира, послужить ему кладут душу свою за веру и родину.
Князь Владимир Красное Солнышко – не вполне историческая личность. Святой князь Владимир крестил Русь, – в былинах Русь уже давно православная. Много говорится в былинах о борьбе с внешними врагами – половцами и даже татарами, которые появились только в ХІІ-м веке, тогда как крещение Руси было при Владимире Святом в конце Х-го века. Но это и не Владимир Мономах.
Былинный князь Владимир Красное Солнышко – среднее собирательное лицо ласкового русского князя Киевской Руси. Он имеет свой определенный характер гостеприимный ласковый хозяин, любящий слушать гусляров, любящий пиры, немного любопытный и даже иногда робкий; главный его эпитет – “ласковый”. К нему на службу являются могучие богатыри, из которых главным образом выделяются трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Илья Муромец – любимый народный богатырь. О нем больше всего говорится в былинах, по которым
можно проследить всю его жизнь. Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, “сидел сиднем” в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда никого в избе не было, кроме Ильи, в окно к нему постучались странники – “калики перехожие”.
По одной былине это были старшие богатыри, по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела, которые явились для того, чтобы исцелить Илью. Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, т. к. не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья “вскочил на резвы ноги”, спустился “в погреба глубокие” и принес им испить чару зелена вина,, величиной “в полтора ведра”. Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару,, которую он осушил “во единый дух”.
Калики спросили его: сколько он “чует в себе силушки”, на что Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы.
После второй чары Илья сказал, что у него стало “силушки – половинушка”. – “Этого довольно с тебя”, сказали ему калики перехожие, дали ему наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела и предсказали Илье, что “смерть ему в бою не написана”, после чего “калики потерялися”, т. е. – исчезли.
В этом исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от “дубья-колодья”, т. е., выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
“Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит его благословеньица”. Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
“На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые – моего благословенья нет”. В наставлении отца замечательны слова
“Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина”, т. е., не убивай со злобой, а только защищая родину. Садится Илья на своего “ретивого коня”, которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в “Киев-град, заложиться за князя Владимира”. Выехав чем свет, Илья расчитывает попасть в Киев к обедне (от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня “по крутым бокам”,
“Ретивый конь под ним осержается, Прочь ют земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего”.
Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут “старый матерой казак Илья, сын Иванович”. Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.
Но в Чернигов нельзя попасть, окружен город “силой несметной”. Под “силой несметной” надо подразумевать вражеское полчище, вероятно – татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
“Куда саблей махнет – там улица лежит, Куда отмахнет – перезолочен”.
“Мужики Черниговские”, увидав, что Илья Муромец победил всю “силу”, осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклоняет эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спрашивает, где самая короткая “прямоезжая” дорога ко граду Киеву? Оказывается, что надо ехать в объезд, т. к. “прямоезжая” дорога к Киеву заложена, сидит на ней Соловей-разбойник,( и никого к Киеву не пропускает.
Узнав об этом, Илья Муромец направляет своего коня именно по этой “прямоезжей” дороге, чтобы освободить землю русскую от этого злого разбойника.
Илья Муромец и Соловей-разбойник. Илья в Киеве. Идолище поганое. Илья в ссоре с князем Владимиром
Итак, “ретивный конь” понес Илью Муромца по “прямоезжей” дороге, и скоро очутился богатырь перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его “посвиста соловьиного” и “покрика звериного” люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
Соловей-разбойник, “станишники” в другой былине |(“Илья Муромец и станишники”) – представители внутренних врагов России, с которыми, также, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хочет убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пускает стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепляет дуб на мелкие щепки.
И тут, победив Соловья-разбойника, Илья не убивает его, а привязывает к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляют Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец – неподкупен. Итак, с Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья наконец в третий скачок очутился в Киеве. Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев,, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.
Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья идет прямо в “гридницу”, молится на образа, “крест кладет по писанному, поклон ведет по ученому”, кланяется сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – отвечает, что он – матерой казак Илья Муромец,, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную. Князь Владимир спрашивает Илью, каким путем он ехал из Мурома?
Илья отвечает, что ехал он через Чернигов. Князь сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что под Черниговом стоит “сила несметная”. Илья скромно отвечает, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет. “А из Чернигова какой дорогой ехал?” продолжает спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал “прямоезжей”, князь опять сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что дорога “прямоезжая заложена”,, и что сидит на ней Соловей-разбойник.
Илья спокойно отвечает, что действительно Соловей-разбойник “сидел” &а этой дороге, но что теперь он, “собака”, находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу Ильи Муромца.
“Как услышал князь таковы слова, Он вскочил на ноги резвые, Накинул шубку куньк на одно плечо, Шапку соболиную надел на одно ушко” и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирает князя: ему хочется услыхать знаменитый “посвист соловьиный, покрик звериный”, которыми разбойник убивает добрых людей. Илья Муромец подходит к Соловью и передает ему желание князя, но велит ему, чтобы он, “собака, кричал в полкрика” и “свистал, собака, в полсвиста”. Соловей кричит и свистит, как ему приказано в полкрика и полсвиста, но и от этого ужасного крика и свиста “маковки золотые на церквах зашаталися”, князь Владимир упал на одно коленко, “куньей шубкою прикрывается”.
Тогда Илья Муромец увез Соловья-разбойника во “чисто поле” и там убил его, потому что он считает, что такого вредного человека нельзя оставлять жить на земле.
С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – “атаман Илья Муромец”. Часто видим мы его на “заставе богатырской”, охраняющим границы родной земли от врагов. “Заставой богатырской” в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.
Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над “Идолищем Поганым”, который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми матерьяльньши чертами:
“Гюловшца у Идолища – что лоханище, А глазища – что пивные чашицы”.
Идолище хвастает, что он “по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет”. Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и каким-то спокойным мужеством, духовной силой.
В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром. Илья обиделся на князя, и князь велел посадить Илью в “погреба глубокие, заковать в оковы железные”. Конечно, богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчиняется воле князя. Проходит долгое время. Сказочное и былинное время – понятие растяжимое.
На Киев нападают враги, князь Владимир вспоминает своего верного слугу, Илью Муромца, и посылает дружинников вывести его из “погребов глубоких”. Слуги спускаются в погреба, и что же они видят? Сидит могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горит свеча “воску ярого”, при свете ее он читает святую книгу – Евангелие.
Вот, как проводит русский богатырь время в заточении.