В. И. Суриков написал картину “Боярыня Морозова” в 1887 г. Он ее написал, вспоминая детство, проведенное в Сибири, ее сильные морозы, холод. Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры. На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. Ее поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнет преследователей ее мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Ее напряженное лицо показывает всю тяжесть ее положения. Это Феодосия Морозова. Другие детали картины: зима, снег, холод – еще сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения: кажется, что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, в которых бунтарку везут на допрос, свист мальчика, бегущего за санями.
Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. За личной трагедией боярыни Морозовой художник сумел разглядеть историческое движение в народе против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя.