“Каролингская школа” в литературе Англии

Эта школа наследует традиции ренессансной поэзии и одновременно выступает как еще одна английская модификация барокко. Ее название происходит от латинизированного имени короля Карла I. В нее входили поэты-“кавалеры”, сторонники короля, создававшие придворно-аристократическую поэзию, чем-то напоминающую прециозную литературу Франции. В их поэзии широко представлены анакреонтические и пасторальные мотивы, царит мирное веселье, воспевается природа, красота, уют.

Наиболее заметным поэтом этой школы был Роберт Геррик (1591 – 1674). Даже названия его стихов – “Спелые вишни”, “Лень – худший грех”, “Передник с цветами”, “Время для чтения моих стихов”, “Моя усадьба” – говорят о том, что поэзия Геррика мила, но неглубока, это своего рода “легкая поэзия”, расцвет которой наступит в XVIII в.

Мильтон. Начало творческой деятельности.

Джон Мильтон (1608- 1674) – крупнейший английский поэт XVII в.

Мильтон родился в Лондоне, В семье нотариуса. В семье, а затем в школе и в Кембриджском университете его личность формировалась под влиянием пуритан.

Он создал диптих “L’allegro” (“Жизнерадостный”) и “II penseroso” (“Задумчивый”), где, в отличие от Донна, живописал согласие чувств и разума, отдавая разуму пальму первенства.

В “маске” “Комус” (1637) Мильтон гармонично соединяет ренессансную жизнерадостность и пуританские взгляды.

Лесной дух веселья и разгула Комус, окруженный феерической свитой из полулюдей-полузверей, не может соблазнить заблудившуюся в лесу добродетельную Девушку, на защиту которой приходят ее братья, руководимые Добрым Гением.

“Маска” – распространенный в Англии жанр аллегорической пьесы по мотивам

Античной мифологии в стихах, с музыкой и балетом, предназначавшийся для представлений при дворе.

В 1638 – 1640 гг. Мильтон путешествует по Европе. В Италии гго принимают как крупного поэта и ученого.

Но весть о созыве парламента в Англии, начале революции заставляет его вернуться на родину и активно включиться в борьбу за обновление общества.

Публицистика. Второй период творчества Мильтона (1640- 1660) связан прежде всего с публицистической деятельностью. Один за другим появляются трактаты и памфлеты “Учение о разводе” (1643), “Ареопагитика” (1644), где отстаивается свобода печати (но не для католиков), “О воспитании” (1644), где изложено учение о добродетели, проистекающей из “естественных законов”, “Обязанности государей и правителей” (1649), где приводятся исторические и юридические доказательства правомерности казни короля, и др.

Славу самого выдающегося публициста Европы принесли Мильтону “Защита английского народа” (1650), “Вторая защита английского народа” (1654) и “В защиту себя -(1655), направленные против сторонников короля.

Публицистическую деятельность Мильтон совмещал с исполнением обязанностей латинского секретаря Государственного совета, ведущего переписку на латинском языке с европейскими правительствами (по-латыни написаны и “Защиты”). Огромная нагрузка приводит к катастрофе: в 1652 г. Мильтон ослеп, но все равно продолжал литературную и государственную деятельность

Стихи. В стихотворении “Шекспиру” Мильтон повторяет образ “Памятника” Горация: Шекспир воздвиг себе памятник выше и прочнее пирамид. Поэт сравнивает творчество Шекспира с современной литературой, о которой говорит с грустью: “С твоей сво бодной песнью что сравнится?

А в наши дни искусству только мнится Свободным быть”.

В 1650-е гг. Мильтон написал 20 сонетов выдающийся образец жанра. В сонете “Лорду-генералу Кромвелю” (1652) поэт, прославляя прошлые заслуги Кромвеля воина, призывает его обратить внимание на опасности, с которыми надо бороться в мирное время: “…Подвигов немало Teбе свершить – победы мирных дней Славнее битв”.

Одна из таких опасностей – корысть. Однако его призывы не были услышаны. Мильтон замечает, что Кромвель, забыв о лозунгах революции, все более упивается властью, и постепенно отходит от политической деятельности.

Последний период творчества (1660-1674). С поражением революции и началом реставрации Стюартов для Мильтона наступает мрачное время. Он едва избегает казни и тюрьмы. В августе 1660 г, по указу короля публично сжигаются книги Мильтона “Иконоборец” и “Защита английского народа”.

В этот период написаны самые знаменитые произведения писателя – поэмы “Потерянный Рай” (1658- 1667) и “Возвращенный Рай” (1671), трагедия “Самсон-борец” (1671).

Поэма “Потерянный Рай” (1658- 1667). Это поэма-эпос Нового времени, высшее достижение Мильтона. Она написана белым стихом, включает около 11 тысяч строк, разбитых на 12 песен

Сюжет – восстание Сатаны против Бога и низвержение его в Ад. грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая – взят из Библии, форма произведения ориентирована на античные образцы (персональные модели Гомера, Вергилия), что позволяет говорить о художественном методе Мильтона как об английском варианте классицизма. Вместе с тем в поэме есть параллели с “Божественной комедией” Данте, в обрисовке основных персонажем обнаруживаются черты эстетики барокко. Существует вполне обоснованное мнение, что Мильтон в поэме близок и ренессансному “христианскому гуманизму” Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Рассказ о мятеже Сатаны он относит к экспозиции, а развязкой считает изображение Сатаны в Аду.

От осуждающего пафоса Мильтон переходит к сложной характеристике Сатаны, который начинает возбуждать у читателей не только осуждение, но сочувствие: “…Рок обрек Его на казнь горчайшую: на скорбь О невозвратном счастье и на мысль О вечных муках. Он теперь обвел Угрюмыми зеницами вокруг; Таились в них и ненависть, и страх, И гордость, и безмерная тоска…” (перевод А. Штейнберга под ред. С. Шереинского).

Тему произведения поэт определил как прослушание человека, соблазненного Сатаной”. В конце поэмы Адам и Ева покидают Эдем просветленными, осознавшими свой грех и необходимость расплаты за него. Двенадцатая песнь, завершающая повествование, рассказывает также о приходе Мессии – Сына Божьего, его смерти и воскресении. Ветхозаветный миф, к которому обратился Мильтон, приобрел новое, необычное звучание созвучное эпохе революционных потрясений.

В. Г. Белинский по этому поводу писал: “Поэзия Мильтона явно произведение его эпохи: сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного Сатаны написал апофеозу восстания против авторитета, хотя и думал сделать совершенно другое. Так сильно действует на поэзию историческое движение обществ”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



“Каролингская школа” в литературе Англии