Существует много предположений о том, кем был автор “Слова о полку Игореве”. Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствия к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор “Слова…” мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях: С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы. Трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли половецкой.
Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени. Он не только рассказал о событиях Игорева похода, но и дал собственную оценку всему проходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и влечет за собой гибель его войска.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, – к морю. Игорева храброго войска не воскресить… Необыкновенная композиция “Слова…”, удивительные сравнения, своеобразный
певучий язык свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом: На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: “Полечу,- говорит, – кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле”.
Сравнения, которых очень много в повествовании, придают описанию событий поэтическое звучание. Например, сравнение Игоря и брата и их сыновей с четырьмя солнцами: На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца… В “Слове…” ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действий – радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек.
В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями: Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
Все это ясно говорит о том, что автор “Слова…” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает. Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова.,.” – патриот родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, теплым чувством любви к родине.
Оно проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам. Автор “Слова…” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ. Автор говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния.
В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова…” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря.
Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой: Сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое 4это великое” говорить и сами на себя крамолу ковать.
Автор призывает к прекращению междоусобиц: Ярослава все внуки и Всеслава, склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобиц ведь настало насилие от земли половецкой.
Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси, который звучит в “золотом слове” Святослава. Представляя себе автора “Слова…”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике. В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий.
То он – дружинник, то он – пахарь, то он – монах, то он – государственный деятель, то он – белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора – великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.