Исторические песни “О Щелкане Дудентьевиче”, “О Михаиле Козаринове”, “О взятии Казани” . Исторические песни немного отличаются от былин. Правда, некоторые богатыри напоминают разных исторических героев, но в былинах все фантастично-сверхъестественно. В исторических же песнях воспеваются исторические события и лица, часто преувеличенные народной фантазией; но сказочного, сверхъестественного в исторических песнях нет.
Когда складывались исторические песни? Большая часть исторических песен относится к эпохе татарского ига, к эпохе Иоанна Грозного и к Смутному времени. Но и в позднейшие времена складывались в народе исторические песни, складываются и в наши дни.
Самые известные песни из эпохи татарского ига, это – песни о Щелкане Дудентьевиче и о Михаиле Козаринове.
Песня о Щелкане Дудентьевиче. Щелкан Ду-дентьевич – любимый шурин татарского царя Азвяка. Ездит Щелкан по покоренной русской земле и берет жестокую дань с русских людей:
“С князей брал по сту рублев,
С 6о(яр – по пятидесяти,
С крестьян – по пяти рублев;
У которого
денег нет,
У того – дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены пет,
Того самого с головой возьмет”.
В песне рисуется тяжелая картина сбора дани. Пока Щелкан таким образом собирает дань, в “Большой Орде” (Золотой Орде) царь Азвяк делит между татарами русские города: кому он дарит Вологду, кому – Кострому, одному любимому шурину, Щелкану Дудентьевичу, ничего не подарил. Щелкан между тем возвращается в Орду и просит Азвяка подарить ему “Тверь старую, Тверь богатую”.
Получивши Тверь, Щелкан едет в свое новое владенье и начинает так круто (расправляться с тверичанами, что они, доведенные до отчаяния, идут жаловаться на него своим русским князьям, Борисовичам. Князья хотят заступиться за своих мужиков и отправляются к Щелкану с подарками. Щелкан подарки принимает, но князьям “чести не воздает”.
Тогда, потерявши терпенье, они расправляются с злым татарином: один берет его за волосы, другой – за ноги и разрывают его пополам. “И ни на ком не сыскалося”… В этих словах, которыми заканчивается песня, народ выражает свою заветную мечту. Вряд ли такой поступок на самом деле остался бы безнаказанным!
О Михаиле Козаринов е. Другая песня из татарской эпохи рассказывает о том, как Михайло Козаринов освобождает из татарского плена русскую девушку “полоняночку”. Сам Михайло Козаринов своей силой и удалью напоминает знакомых нам богатырей. В песне рассказывается, как он увидал с горы “в поле три бела шатра”; увидал:
“Сидят три татарина,
Три собаки: наездники,
Перед ними ходит красна девица,
Рус ска девица полоняночка”. Три татарина взяли еев плен, а она перед ними плачет, “во слезах не может слова молвити”. Очевидно, часто татары брали таким образом в плен русских девушек и увозили их.
“Как ясен сокол напущаетсяНа синем море на гуси и лебеди,
В О чистом поле напущается
Молодой Михаила. Козарянин” на трех злодеев татар.
“Первого татарина копьем сколол,
Другого, собаку, канем стоптал,
Третьего – о сыру землю”. Освободив русскую девушку, он узнает в ней родную сестру. Жалобно она рассказывает брату:
“Я вечор гуляла в зеленом саду
Со своей сударыней матушкой,
Как издалеча из чиста поля,
Как черны вороны налетывали,
Набегали тут три татарина наездника,
Полоняли – меня, красну девицу,
Повезли меня ва чисто поле;
А я так татарам досталася,
Трем собакам наездникам”.
Песня о взятии Казани. Из эпохи царствования Иоанна Грозного известны песни, в которых отражается характер Горзного царя, порывы его страшной жестокости, переходящей иногда вдруг в покаяние и щедрую милость. Известна песнь о взятии Казани. Рассказывается, как пушкари подвели подкопы под стены казанские, подкатили бочки с порохом, провели к бочкам фитиль и прикрепили его к зажженной “свече воску я! рого”. Такую же свечу зажег у себя в палатке царь Иван Васильевич и следит, как она догорит, зная, что когда догорит эта свеча, догорит и та, которая в подзе-мельи, и должен раздаться взрыв, стены казанские должны взлететь.
Однако, свеча догорает, а взрыва нет. “Воспалился тут великий князь Московский, Князь Иван, сударь, Васильевич, прозритель, И начал канонеров (пушкарей) тут казнити, Что иачалася от канонеров измена”. Едва упросили пушкари царя выслушать их, объяснили ему, “Что на ветре свеча горит скорее, А в земле то свеча идет тише”. Призадумался грозный царь, слушая объяснение пушкарей, а в это время свеча под землей догорела, раздался взрыв, и стены казанские взлетели на воздух.
Есть песни о пощрении Сибири, о казаке Ермаке. Песни эпохи Смутного времени и др. Несколько песен относятся к эпохе Смутного времени.
В этих песнях мы видим отрицательное отношение к Лжедмитрию, Гришке Отрепьеву, которого народ называет “еретиком”, “вором-собакою”, а Марине Мнишек даже приписывается колдовство, чародейство: когда Лжедмитрия убили, Марина вылетела из окна, обернувшись сорокой.
Есть песня о царевне Ксении Годуновой, к которой народ, наоборот, относится с большим сочувствием, жалеет ее, оставшуюся сиротой после смерти царя Бориса Годунова, во власти Гришки Отрепьева.
Есть несколько песен о Петре Великом. Складывались народные и солдатские песни и позднее, во время разных войн. Складываются песни в народе и в наши дни.