“Искусство – не затейливость узоров, а язык, которым я хочу себя выразить”… Эти слова С. А. Есенина как нельзя лучше передают смысл такого “изобретения” человечества, как искусство. Толковый словарь Ожегова дает ему следующее определение – “творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах”. Человеческая природа устроена так, что людям необходимо делиться своими мыслями, чувствами, переживаниями с окружающими людьми, ведь человек – существо сугубо социальное. Каждый из нас испытывает потребность выразиться, проявить свои способности в окружающем мире, как-то преобразовать его.
Философ М. Хайдеггер говорил: “Помни: быть значит создавать”. А великий М. Ганди утверждал: “Если хочешь, чтобы мир менялся, меняй его сам”. Искусство родилось вместе с человеком и сопровождает его на протяжении всей истории развития.
Начиная с наскальных рисунков, первых орудий труда, ритуальных танцев, искусство помогало человеку в его борьбе за выживание, помогало осваивать окружающий мир, лучше понимать себя и других людей.
Со временем искусство становилось все более индивидуализированным. Оно все больше начало отражать внутренний мир душу отдельного художника. Но высшие достижения искусства не только проявляли сущность их создателя, но и решали более обобщенные, философские вопросы, волновавшие всех людей, вопросы, общие для всего человечества: о жизни и смерти, о смысле жизни, о любви и ненависти, о сущности мира и т. д. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что искусство помогало развиваться не только отдельной личности (художнику), но и всему человечеству в целом.
Ярким примером такого высшего проявления искусства является творчество великого русского пейзажиста Исаака Левитана. Этот художник одним из первых смог открыть красоту, глубокий лиризм и величие простого русского пейзажа. Его личное творческое видение позволило понять, а талант – передать всю силу обаяния русской природы.
Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Русская природа виделась художникам серой, безликой массой, тоскливой и однообразной, похожей на жизнь русского крестьянина. Поэтому пейзажисты того времени стремились подражать итальянским и французским мастерам, которые прежде всего ценили ясность и эффектность предметов изображения и художественного языка.
Левитан же избегал изображать внешне эффектные яркие места – он умел видеть красоту в обыденности, в окружающей человека повседневности. “Проникновение в психологию человека, в сокровенные уголки русской души стало ведущей тенденцией пейзажа рубежа XIX-XX веков, и главную роль в его становлении сыграл Исаак Ильич Левитан”, – писал о творчестве этого художника В. Манин. Подтверждением тому является уже ранняя работа Левитана “После дождя. Плес” (1889). Разорванные дождевые облака, выливающие хлесткие струи на Волгу, тончайшие перетекания разных оттенков серого неба, влажный и сочный, будто напоенный сыростью мазок, которым прописаны кусты, вода и промокшие дома, – все это предельно достоверная натура, пронизанная сложными переживаниями.
И нет существенного различия в том, навеяно ли это состояние погодой или самочувствие человека передалось окружающей его природе. Поэтому пейзаж Левитана часто называют пейзажем настроения. “Видишь телегу – рисуй телегу, видишь корову, рисуй так, как видишь, старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или другой картины природы”, – говорил он. Но Левитан не только выразил характерный облик русской природы. Он старался осмыслить важные стороны национального склада и характера народа, специфические черты русской жизни.
Этого художника волновали судьбы его страны. В пейзажах Левитана с особой ясностью отпечаталось умонастроение живописца, связанное с духовным состоянием его времени. Лучшими картинами зрелой поры художника, самобытными полотнами представляются его “Вечер. Золотой Плес” (1889), “Тихая обитель” (1890), “Вечерний звон” (1891). В них чувство просветленной духовной сосредоточенности, умиротворенное состояние природы, ее гармоничная напевность находят отзвук в мелодии человеческой души.
Полотна Левитана глубоко философичны. Наиболее полным выражением жизненной концепции автора является его картина “Владимирка” (1892). Левитан продолжил в ней “равнинную повесть о России”, начатую Васильевым, Каменевым, Саврасовым. Он использовал традиционный для пейзажа мотив дороги, с множеством фольклорных и социальных ассоциаций, не наблюдаемых в пейзажном искусстве до него. Размышления художника о России подчеркнуто совестливы.
Он мучается тоской, людским бесправием, нищетой человеческого существования. Образ Владимирки впитал в себя опыт политической жизни России (Владимирская дорога – это и каторжный путь в Сибирь, и хождение в народ, и традиционное странничество в святые места, и бродяжничество бедного люда, и размышления о судьбах огромного бесправного государства, распростершего бескрайние равнины до синего, исчезающего в небе горизонта). Протяженные линии пейзажа, скупая и нерадостная цветовая гамма, мысленно несоизмеримое сопоставление огромных пространств и затерянного в них человека – все эти пейзажные средства образа направлены к размышлению о судьбах России.
И масштаб, и характер этих раздумий сродни гоголевскому пониманию судьбы Руси, его образам дороги, бескрайних российских горизонтов, образу земли, населенной русским народом. Благодаря своему таланту Левитан сумел открыть всю прелесть русской природы, наполнить ее своей любовью к России, своими чувствами и переживаниями, которые оказались очень близки эмоциям соотечественников художника. Именно картины Левитана проявили неповторимое лицо и неотразимое очарование России. Около его полотен невольно вспоминаются слова из рассказа Чехова “Дом с мезонином”: “На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве…” Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим.
Подтверждением тому служат слова русского художника И. Э. Грабаря, современника и друга Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”. Наше время – 21 век – тоже рождает Художников. Причем в современном мире, на мой взгляд, гораздо больше возможностей, вариантов для творчества, самовыражения, реализации творческого подхода к жизни.
Примером тому может служить деятельность Рашида Карима – одного из самых известных современных дизайнеров США. Его работы оказывают влияние на развитие дизайна во всем мире. Причем Карим не только практик индустриального дизайна, он еще и автор книг, статей, лекций.
“Я хочу изменить мир” – таков девиз этого художника. И это ему удается во всей полноте: сегодня Карима называют одним из наиболее успешных и плодовитых дизайнеров современности. За время своей карьеры, которая началась в 1979 году, когда ему было всего девятнадцать лет, он создал свой стиль, который назвал “чувственным минимализмом”.
Среди творений Карима – часы, посуда, мыльницы, корзины для бумаг, а также мебель, модные объекты, светильники, гостиницы, рестораны, апартаменты и скульптуры. Его произведения находятся в постоянных собраниях пятнадцати главных музеев мира. Этот художник стремится сделать повседневную жизнь лучше, усовершенствовать ее, привнести туда красоту, не забывая о прагматизме. Безусловно, можно сказать, что в дизайне существует стиль Карима. Его творения можно узнать по яркому цвету – они всегда окрашены в оптимистичные цвета: розовый, белый, серебристый, оранжевый и т. д. Дизайнер стремится проектировать то, что “влияет на наше самочувствие: автомобили, самолеты, одежду, дома, роботов”.
При этом Карим старается делать каждую вещь для человека так, чтобы она несла в себе утилитарное значение – была максимально полезной. Таковы, к примеру, его пластиковые шахматы, которые никогда не падают, потому что вставлены в специальные лунки, таковы женские губные помады в конусообразных корпусах, которые невозможно опрокинуть. Таким образом, стиль этого дизайнера, его творческий девиз можно сформулировать так: использование новых технологий для того, чтобы сделать повседневность удобной, удобство красивым, а красоту доступной. Таким образом, искусство служит универсальным языком самовыражения. Причем искусство в современном мире – понятие очень широкое.
Это не только традиционные, классические жанры – живопись, музыка, литература, танец и т. д. Любую область повседневности можно превратить в искусство, если творчески ее осмыслить, сделать средством выражения собственных представлений о жизни, собственного мировосприятия, собственных эмоций и переживаний. Это значит, что каждый из нас может стать художником, более или менее талантливым, более или менее успешным. Но у каждого их нас есть шанс и есть один безусловный объект для творчества, дарованный нам Богом.
Я говорю о нашей собственной жизни, подходить к которой, мне кажется, нужно сознательно и творчески. “Вместо того чтобы мечтать о чем-то, претвори это в жизнь” – считает Рашид Карим, и я с ним полностью согласна.