Иоанн Грозный
Характеристика литературного героя ИОАНН ГРОЗНЫЙ – герой трагедии А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного” (1862-1864). Исторический прототип – Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь (с 1547 г.). Герой Толстого – сложная, многогранная фигура.
Изображая в лице И. Г. носителя идеи жестокой деспотической власти, монарха, как писал автор, “с закоренелой привычкой не знать ничего, кроме своего произвола, и не терпеть противоречия ни в чем и ни от кого”, Толстой приводит его к осознанию полного краха всех его устремлений и как царя, и как человека. В словах Иоанна, обращенных к царевичу Федору, с огромной трагической силой звучит мотив расплаты за совершенные преступления: Я для того ль провел всю жизнь в борьбе, Сломил бояр, унизил непокорство, Вокруг себя измену подавил И на крови наследный мой престол Так высоко поставил, чтобы вдруг Все рушилось со мной! Трагическая вина И. Г. в “попрании всех человеческих прав в пользу государственной власти”. Главная страсть царя – сама власть. Она настолько
грандиозна и всепоглощающа, что становится идеей всей его жизни, полностью подчинившей его помыслы и желания.
И. Г. искренне верит в свое высокое предназначение. Он и Россия в его сознании неотделимы друг от друга. Эту особенность И. Г. подчеркивал сам автор. По словам Толстого, царь “убежден, что Россия есть тело, а он – душа этого тела”.
Иоанн, как истинно верующий человек, готов принести Россию в жертву для искупления своих грехов; как не усомнился бы принести в жертву свое тело для спасения души. Безусловно осуждая кровавый деспотизм И. Г, Толстой создает образ сильного, умного, но страшного в своей жестокости правителя. “Художник, играющий Иоанна, – писал Толстой, – должен, среди самых безумных проявлений этого характера, давать просвечивать тем качествам, которые могли бы сделать из него великого человека, если бы они не были подавлены страстями, раболепством его окружающих и раннею привычкой к неограниченной власти. Качества эти: глубокий государственный ум, неутомимая деятельность, необыкновенная энергия, страшная сила воли и полная искренность в убеждениях”. Однако все эти качества, возвышающие царя над теми, кто его окружает, бессильны предотвратить крушение всей его жизни.
Пьеса заканчивается смертью И. Г., но его образ тесно связан с развитием дальнейших событий всей трилогии: трагедии “Царь Федор Иоаннович” и “Царь Борис”. Первыми исполнителями роли И. Г. были актеры Александрийского театра В. В. Самойлов и П. В. Васильев (1867). В дальнейшем эту роль играли Эрнесто Росси (1896), К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд (МХТ, 1899), П. В. Далматов (Александрийский театр, 1905), А. А. Попов (Театр Советской Армии, 1967).