Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: “Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты”. Проходят годы, происходят великие события, из-за которых появляются новые, прекрасные строки. Когда идет первая мировая война, поэт чувствует приближающиеся потрясения: “Чем дальше, все хуже и хуже. Все тягостней, все больней. И, к счастью, тропинка уже, и ужас уже на ней”.
Первые публикации не принесли Северянину славы, однако поэт и не думал останавливаться на творческом пути, а наоборот, с новыми силами принялся за работу. Тема родины для Северянина была главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба.
Северянин скорбит вместе с Россией, пропуская через свое сердце все боли, все радости ее. “Моя безбожная Россия, пишет поэт, священная моя страна”. Он верит в великое будущее России, недаром он называет родину “крылатой”. Поэт уважает свою отчизну так же, как и женщину, которую просто невозможно не любить. Полны очарования стихи, посвященные прекрасной даме. Сначала восхищение
красотой в “платье муаровом” приходит в стихотворении “Кензель”.
Замечательно своей напевностью, музыкальностью стихотворение “Быть может”. По мнению Северянина, любви без жертвы нет, любовь светла, она радость, она счастье. Во многих стихах Северянина сквозит ирония. Ирония к самому себе, к своему времени, к людям, которые его окружали. Поэт испытывает страх при мысли о том, что эгоизм по отношению к России приведет в никуда: “И вот мы остались без Родины, и вид наш и жалок и пуст.”
А как мы относимся к своей родине. Убиваем животных, которых просто не имеем права убивать, рубим леса, которые дают нам воздух, а значит, и жизнь, загрязняем воду, которую пьем. Ужас людского бытия на этом не заканчивается, мы становимся зверями по отношению друг к другу: убиваем, грабим, насилуем.
О какой родине может быть речь, если она запятнана нашими подлыми поступками. О чем можно писать стихи, когда литературу топчут ногами. А может, это сон. Если это сон, то что мешает нам проснуться. Нам ничто не мешает проснуться, кроме нас самих.
Формула возрождения лежит в возрождении самого себя, своего внутреннего мира. Хотелось бы, чтобы каждый из нас уважал и любил свою родину так, как Игорь Северянин, и только тогда мы приобретем свои естественные национальные черты. Чтобы подчеркнуть важное значение Северянина для русской литературы, приведу высказывание о нем авторитетного поэта В. Брюсова: Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин истинный поэт.
Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет Громокипящий кубок. 27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашен королем поэзии. Второе место занял Владимир Маяковский. Много ходит толков о справедливости королевского звания Игоря Северянина.
Я слышал, что футуристы буквально спровоцировали такой ход событий на вечере. Но тем не менее сам поэт отнесся к этому избранию вполне серьезно. Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов, На зависть нудной мошкаре. Пройдя свой удобный, с точки зрения обывателя, путь дачника после революции, Северянин отошел от своих сладких увлечений ананасами и шампанским. Он с чистым сердцем возвращался к изначально провозглашенной им поэтической простоте: Чем проще стих тем он труднее.
Он обращается к темам подлинной человеческой любви и гармонии ее с природой: Не устыдись, склонив свои колени, Благодарить в восторге небеса, Что зришь еще один расцвет сирени И слышишь птиц весенних голоса.
Земля цветет, вчера еще нагая, Цветет душа, ее цветам внемля. Находит в сердце радость всеблагая.
Ценой бессмертья смертная земля! Один лишь раз живя на этом свете И ощущая землю только раз,
Забудь о судьбах будущих столетий: Вся жизнь твоя в лучах раскрытых глаз. Как видит читатель, из-под вуали декадентства, эгофутуризма, символизма в конце концов проступает лицо поэзии с классическими эстетическими чертами.
Для меня несомненны заслуги поэта Игоря Северянина перед отечественной поэзии. В том, что духовные и нравственные достижения серебряного века облагородили наше общество и явились предтечей великого духа нашего народа, выстоявшего в страшных испытаниях XX века, есть и поэтический вклад Игоря Северянина.