Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова
“Московский телеграф”, 1833, № 18.
Утверждали, что “Горе от ума” славится, пока оно не на сцене и не в печати. Теперь можем судить обо всем, ибо комедия “Горе от ума” и на сцене и в печати.
Надобно признаться, что на сцене она не имела такого успеха, какого должно было ожидать. Главною причиною этого – неискусство актеров или, если позволят так сказать, обыкновенность наших актеров и в Москве и в Петербурге. В “Горе от ума” все характеры самобытны, а выразить самобытность, создать роль не умеет ни один русский актер.
По крайней мере до сих пор у нас не было этому примера. Прибавьте, что в наше время театр вообще не имеет назначения: в него ходят не наслаждаться искусством, а провести время, развлечься, показать себя и посмотреть других. Это модное препровождение времени, более ничего. Таким образом и актеры и публика равно виноваты в неполном успехе “Горя от ума”.
Время восстановит прекрасное драматическое искусство, но еще долго театр останется у нас должностным занятием, и ни публика, ни актеры не будут способствовать усовершенствованию сего искусства.