Голядкин
Характеристика литературного героя
ГОЛЯДКИН – герой “петербургской поэмы” Ф. М. Достоевского “Двойник” (1846), титулярный советник средних лет, неказистой наружности, служащий в одном из петербургских ведомств. Душевное одиночество, полная зависимость от вышестоящих, страх перед жизнью – такова психологическая атмосфера бюрократического Петербурга, от которой страдает “маленький человек” раннего Достоевского. Если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Г. теряет возможность осознания своей человеческой ценности.
Увлекаемый безудержной “амбицией”, он предает подлинную человеческую привязанность к своей бывшей квартирной хозяйке, скромной “немочке” Каролине Ивановне. Сменив квартиру, Г. пускается на нелепые поиски “руки и сердца” генеральской дочери Клары Олсуфьевны: “непрошеным” едет на “богатый званый обед” в честь дня рождения “невесты”, способной возвысить его во мнении общества и в собственных глазах. Не обладающий ни социально
значимыми (чин, родство, богатство), ни романтически-индивидуальными (“ни ума, ни характера, ни образования”) данными для вхождения в “общество высокого тона” и вместе с тем связывающий свою самооценку с этими искусственными, по художественной логике Достоевского, шкалами ценностей, Г. изначально обречен на жестокий неуспех. Его не пускают дальше передней; когда же с черного хода он все-таки пробирается в танцевальную залу, то его силой выпроваживают на улицу.
В ненастную ноябрьскую полночь на пустынной набережной Фонтанки в потрясенном воображении “ветошки” (которой Г. оказывается, приняв господствующие бюрократические и личностные критерии) впервые возникает “двойник”. Точная копия “старшего”, “Г.-младший” к тому же обладатель черт, необходимых в его положении для успеха: вероломства, наглости, ловкости, умения “подбиться, приласкаться, нашептать и наподличать”, присвоить чужие заслуги, угодить начальству, сослуживцам, женщинам. Детальное развертывание клинической картины сумасшествия героя, в итоге попадающего в дом для умалишенных, составляет дальнейшее содержание повести. “Настоящий” Г., оставаясь “невинным” и “правдолюбивым”, вынужден постепенно уступать свое жизненное пространство (квартиру, службу и пр.) “самозванцу”. Ясно, что реальные личностные ценности”Шв. (доброта, доверчивость, порядочность) несовместимы с индивидуалистическими и бюрократическими идеалами, лишенными подлинного бытия.
Так что вытеснение “настоящего” Г. “мнимым” – результат выбора героя между жизнью и ее ложными подобиями. Назвав Г. в записных тетрадях за 1872-1875 гг. своим “главнейшим подпольным типом”, автор подчеркнул значимость этого раннего образа для всего своего творчества. В течение двадцати лет писатель хотел вернуться к повести, “форма” которой ему “не удалась совершенно”, но “серьезнее идеи” которой он “никогда ничего в литературе не проводил”.
В самом деле, тема внутреннего “подполья” Г. была продолжена в “Записках из подполья” и романах 1860-1870-х гг. вплоть до “Братьев Карамазовых” (явление черта Ивану). Прием “двойничества” – один из главных в построении образной системы у зрелого Достоевского, хотя “двойники” уже выступают как самостоятельные персонажи (к примеру, Соня Мар-меладова, Миколка, Свидригайлов, Лужин – материализация разных сторон личности Рас-колъникова в романе “Преступление и наказание”). Двойственность, расколотость многих центральных героев, например Версилова (“Подросток”), также возвращает к первому опыту писателя в этом роде. Кроме того, Г. – первый в длинной галерее психопатологических типов Достоевского: Прохарчин (“Господин Прохарчин”), Ефимов (“Неточка Незванова”), Опискин, человек “подполья”, Раскольников, князь Мышкин, Кириллов, Иван Карамазов, Смердяков и др.
Многие из них прямо изображены как душевнобольные. Важно, что уже для Г. психическое расстройство – следствие его свободного внутреннего выбора (между бытием и небытием), который позже будет осмысляться героями Достоевского в христианских категориях (Бог и дьявол). В “Двойнике” еще нет выраженной религиозной проблематики, так как в 1840-е гг. писатель, в духе утопического гуманизма, под “бытием” понимал верность человека своей “натуре”, которая является частью “благой” природы окружающего мира. Последняя противопоставлялась “дурной” социальности, “злу” цивилизации. Интересно, что в противовес господствовавшему в 1840-е гг. взгляду на “маленького человека” как функцию среды Г. показан не столько жертвой ненормально устроенного общества, сколько свободным человеком, лично ответственным за свою судьбу: герой волен не принимать системы ценностей, ведущей к гибели “натуры”.
Сочетание резкой социальной критики с отрицанием фатальной зависимости человека от обстоятельств – одна из главных черт художественного мира Достоевского в целом. В русской литературе образ Г. непосредственно восходит к Попршцину (“Записки сумасшедшего” Н. В. Гоголя), однако “маленький человек” у Гоголя не имеет самостоятельных выходов к “бытию” и потому освобожден от ответственности за потерю человеческого образа. Встречи гоголевского майора Ковалева с собственным носом в разных местах Петербурга (“Нос”) предваряют столкновения двух Г. Появление двойников, раздвоение сознания героев возникает у таких авторов 1820-1840-х гг., как А. Погорельский (А. А. Перовский), Е. П. Гребенка, В. И. Даль, А. Н. Майков, А. Ф. Вельтман.
Не случайно совпадение имени и отчества Г. (Яков Петрович) и писателя 1840-х гг. Буткова. Не исключено, что в характере Г. отразились и некоторые автобиографические черты: мнительность, обидчивость, болезненная застенчивость.
В зарубежной литературе мотивы двойничества и связанного с ним безумия встречаются в произведениях хорошо известных Достоевскому Э. Т. А. Гофмана и Э. А. По.