Возможность увидеть настоящий героизм Представляется не часто. И не потому, что Героев мало. Герой восходит на вер-
Шину своей высокой жизни, еще не имея на Груди привлекательного значка. Как раз
В эти-то минуты он и герой! Восхождение Это иногда длится годами, десятилетия-
Ми, а подчас остается незамеченным до Самого конца. Герой-рядом с нами, а мы
Его не видим, вот как бывает иногда! В. Дудинцев “Не хлебом единым”. Долгое время наши писатели должны были согласовывать свои Произведения с тем общим обязательным представлением о нашей Жизни, которое определяли власть имущие.
Они раз и навсегда Отвели литературе роль служанки и политики. Но, конечно, всег-
Да находились такие писатели, которые не могли кривить душой, Предпочитая безвестность, опалу, гонения, а то и тюрьму. Б. Пастернак, В. Гроссман, А. Солженицын и другие. По праву к Этому ряду следует отнести и Владимира Дудинцева, много потер- Певшего за свой роман “Не хлебом единым”.
И уж если искать ре- Альных героев, то он и ему подобные писатели могут быть Достойными образцами. Всегда стремился к правде
и Д. Гранин. И,
Видимо, не случайно оба эти писателя обратились к образу уче- Ного-борца. Мне хотелось бы поговорить о героях романа В. Ду- Динцева “Белые одежды” и повести Д. Гранина “Зубр”.
Оба произведения рассказывают о борьбе истинных ученых с Невеждами, которые захватили власть и надеялись превратить на- Уку в свою вотчину. Печально знаменитый академик Лысенко, ко- Торый полностью отрицал генетику, решил уничтожить и ее, и ее Сторонников.
Это отбросило нашу биологию, селекцию, сельское Хозяйство намного назад, а ведь в 20-30 годы в СССР были уче- Ные – генетики с мировым именем. Многих из них посадили в лаге-
Ря или расстреляли. Но и после Этого ученые – борцы нелегально продолжали свои исследования. Такова историческая подоплека обоих произведений.
Н. В. Тимофеев-Ресовский – главный герой повести “Зубр”. Книга названа по прозвищу Николая Владимировича. Почему же его Так звали?
Автор все время сравнивает Тимофеева с настоящим Зубром. Он находит сходство и во внешности, и в манере поведе- Ния, и в том, что зубр – существо, пришедшее к нам из древ- Ности.
Таким является Ресовский в обстановке культа личности: Сильным, неукротимым, не признающим культа “вождя народов” и Вождей поменьше. Он близко знаком со всеми великими учеными Мира, пользуется большой известностью.
Уцелел он в страшное Сталинское время только лишь потому, что еще задолго до войны Уехал в Берлин возглавлять советско-германский институт био-
Логии. Да так и остался там, не решаясь вернуться в период Жестоких репрессий. А потом помешала война.
Почему же можно считать Зубра героем? За его честность, Стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время Войны в Германии он спасает людей, бежавших из плена.
Он пони- Мал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут Осудить, но не уехал из Берлина на Запад перед тем, как туда
Вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не сломило его. Из Заключения Ресовского вызволил один крупный ученый. Его отп-
Равляют в ссылку в Миассово. Верный себе, он и там создает не- Официальный центр, в который стекались ученые всей страны для Обсуждения проблем генетики.
Такие занятия могли приравнять к Государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра. Так же, как в Германии он спасал бежавших из плена, здесь он
Спасает молодежь от плена духовного. Росла слава Тимо- Феева. Но официального признания он так и не дождался.
Впро- Чем, он никогда и не искал его, дорожа своими принципами. Писатель говорит, что он не боролся за свои убеждения, он Просто следовал им в любых условиях.
У него выходило, что Всегда можно быть самим собой. Ничто извне не могло помешать Этому.
Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг – Оставаться всегда самим собой! Совсем в других условиях оказались герои романа Дудинце- Ва. Но и перед ними стояла та же проблема: отказаться от своих Взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить
Спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать Делать то, что они считали своим долгом?
Ученые выбрали второе. “Белые одежды”. Почему так назван роман? “Они, облачен- Ные в белые одежды, кто они и откуда пришли?.
Они пришли от Великой скорби”. “Белые одежды”- это библейский образ, которым Автор хочет отделить тех, кто остается чистым и среди грязи,
Кто остается праведником и среди всеобщего греха. В этих “бе- Лых одеждах” предстанут, согласно Иоанну Богослову, праведники В Судный день.
Так и в Судный день истории, который уже при- Шел, предстают перед нами в “белых одеждах” те, кого не испу- Гали репрессии и духовный террор, кто остался верен своим иде- Алам. Роман напоминает повествование о жизни революционеров – Подпольщиков.
Да разве они не революционеры в науке? Тайно со- Бираясь в укромных местах, ученые смотрят иностранные фильмы о Генах и хромосомах. Лена Блажко прячет мух-дрозофил, как пря-
Тали листовки, делится своими запасами мух с посланцами из Другого города, другого кружка. Целую плеяду прекрасных, настоящих людей, ученых выводит Дудинцев.
Ради того, чтобы сохранить сорт кар- Тофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лаге- Ря и в конце концов попадают туда. Им помогают другие честные Люди: полковник Свешников, ученый датчанин, молодые ученые, то “кубло”, о котором с такой ненавистью говорит академик Рядно (литературное воплощение Лысенко).
Этот ни перед чем не оста- Навливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, воз- Величить себя.
Но, несмотря на то, что за Рядно вся мощь госу- Дарства, он терпит поражение. Всех тех, кого автор причисляет
К достойным “белых одежд”, можно назвать героями своего време- Ни. Ибо они делали свое дело вопреки всему. А потому уже они
Победители! Думая о героях нашего времени (и в литературе, и в жиз- Ни), чувствуешь, что они рождаются в каких-то необычных, не-
Нормальных условиях. Многих, многих героев и подвигов, и за- Губленных жизней, и понапрасну отданных сил не понадобилось Бы, если бы не было преследований, репрессий, запретов, этой
Злополучной сессии ВАСХНИЛ и т. д. И в Чернобыле, и в железно- Дорожных авариях, и в Афганистане, и в других местах не потре- Бовались бы герои и их смерти, если бы кто-то не создал ненор- Мальных, нечеловеческих условий! Да, в жизни всегда есть место подвигу!
Но хочется верить, Что новое время родит новых героев, которым не столько нужно Будет бороться со злом и спасать загубленное кем-то, сколько
Творить добро!