Германн (Пиковая дама Пушкин)

Германн

Характеристика литературного героя

Германн – герой повести А. С. Пушкина “Пиковая дама” (1833). Г.- военный инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого капитала, а потому вынужденный жить на одно жалованье, не позволяя себе ни малейшей прихоти. В душе игрок, он никогда не садится за карточный стол. Однако “сильные страсти и огненное воображение” Г. воспламеняются от рассказа его друга Томского о трех картах, которые позволили когда-то его бабушке, графине Анне Федотовне, погасить большой карточный долг. Дом графини притягивает отныне Г., словно магнит.

Он хочет войти в милость графини, стать ее любовником, он готов на все, лишь бы овладеть тайной трех карт, которая принесет ему богатство. “Расчет, умеренность и трудолюбие”, на которых он строил свою прежнюю жизнь, теряют для Г. свою былую привлекательность. Встреча с Лизаветой Ивановной – бедной воспитанницей старой графини – решает его участь. Используя любовь девушки как ключ к дому графини, Г. проникает в ее спальню и заклинает старуху “чувствами супруги, любовницы,

матери” открыть ему тайну трех карт. Испуганная графиня умирает, так ничего и не сказав.

Правда, три дня спустя, в день похорон, призрак графини является Г. во сне и называет карты: тройка, семерка, туз. Отныне три карты полностью занимают воображение Г. Три дня подряд он приходит в дом гусара Чекалинского и ставит по одной карте, как велела графиня. Два первых дня приносят ему выигрыш, на третий день вместо туза на стол ложится пиковая дама, в воображении Г. наделенная роковым сходством с графиней. Проигравшийся Г. сходит с ума и заканчивает свои дни в Обуховской больнице. Таков характер Г.- человека, который, будучи “не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”, поддался разрушительной страсти и в погоне за богатством потерял свой разум.

Е. Г. Хайченко Пушкинский Г. послужил прообразом героя оперы П. И. Чайковского “Пиковая дама” (1890); либретто П. И. Чайковского, написанное в 1887-1889 гг. первоначально для композитора Н. С. Кпеновского. Герой оперы зовется Германом – это имя, а не фамилия, как у Пушкина. Либреттист изменил время действия, которое было отнесено к XVIII веку екатерининской эпохи.

Его Герман, имевший “сильные страсти и огненное воображение”, был награжден даром любви. Интрига вокруг трех карт утратила первостепенную значимость. Трезво-расчетливого честолюбца с профилем Наполеона сменил одинокий и мятущийся герой, обуреваемый стихиями любовной страсти и азартной игры. Герой оперы наделен меланхоличностью и нервным воображением, подвержен экстатическим порывам. Опера сохранила название пушкинской повести.

Это объясняется особенностями мировоззрения композитора-фаталиста: тема рока, воплощенная в музыкальном образе Графини, оттеняет идею жизни-игры в руках всесильной судьбы (знаменитая ария “Что наша жизнь? Игра!”). Такой уровень конфликта диктует иную, по сравнению с первоисточником, развязку – гибель Германа. Но тема любви, завершающая оперу, звучит как торжество истинной страсти над ложной.

В театральной истории “Пиковой дамы” Чайковского известны примеры “возвращения” к пушкинскому оригиналу. Так, В. Э. Мейерхольд в постановке 1933 г. попытался “пушкинизировать” оперу. С этой целью В. Стенич написал новое либретто, в котором была восстановлена пушкинская фабула.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Германн (Пиковая дама Пушкин)