Гайавата
Характеристика литературного героя
ГАЙАВАТА (англ. Hiawatha) – герой поэмы Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1855). Образ Г. имеет мифологические и исторические прототипы. Исторический Г. жил в XVIIв. в Северной Америке и стал одним из основателей лиги пяти ирокезских племен. Сначала он был одним из вождей племени онондагов, где ему противостоял энергичный и честолюбивый вождь Атотаро.
Г. был изгнан, и его усыновило племя могауков. Само имя Г. этимологически объясняется как наследованное имя одного из вождей этого племени (по другому толкованию Г.- это древнее божество охотников и рыболовов). Самый авторитетный вождь могауков – Деканавида – стал сторонником Г., и вместе они организовали союз четырех племен, к которым позже присоединились и онондаги (легенда об избавлении Г. и Деканавидой вождя онондагов Атотаро от злых духов). Позже в индейской мифологии Г. стали отождествлять с Манабозо (индейск. кролик) – одним из классических вариантов культурного героя-первопредка, творца жизненных благ и изобретателя ремесел и обычаев.
Лонгфелло, который при написании
поэмы глубоко интересовался финским народным эпосом “Калевала”, придал Г. черты, во многом сходные с космогоническими героями “Калевалы” – Вейнемей-неном и Ильмариненом. Сам Лонгфелло писал об образе Г.: “Я написал ее (поэму) на основании легенд, господствующих среди североамериканских индейцев. В них говорится о человеке чудесного происхождения, который был послан к ним расчистить их реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам.
У разных племен он был известен под разными именами: Мичабу, Чиабо, Фаренавайгон и Гайавата, что значит – пророк, учитель”. В поэме появление Г. как “пророка” предсказывает прародитель индейцев, “Владыка Жизни” Гитчи Манито. Г. появляется на свет как сын Западного Ветра и внук звезды (луны). Он несет мир и порядок индейским племенам, постоянно сражается со злом и защищает добро. Он учит индейцев земледелию и письменности.
Г., по мысли Лонгфелло, становится “учителем человечества”. В мифологических параллелях Г.- Прометей индейского народа. Г. не только мифологический – он еще и романтический герой, воплощающий идеал американских романтиков, их мечту о герое, который наиболее полно слит с природой (Эмерсон). Г. с детства учится понимать природу, свободно общаться со всем живым и неживым в ней, знать ее язык.
Его разум способен воспринимать и постигать природу. Романтизированы отношения между Г. и его женой, между Г. и его друзьями. Г. объединяет в себе черты поэта и воина – он призван освободить мир от чудовищ, он пример доброты и благородства. В образе Г. Лонгфелло как бы спрессовывает воедино три времени: мифологическое время первопредков (время зарождения ритуалов и обычаев, зарождения письменности и поэзии), время историческое (объединение ирокезских племен) и время идеальное (в котором Г. выступает в качестве гостеприимного хозяина, подготовившего свой народ к встрече с белыми христианами, как бы передающего свои земли и их обитателей новой эпохе заселения Америки европейцами). Таким образом, Г. превращается в грандиозный образ народного героя, связующий прошедшее, настоящее и будущее.
В конце поэмы Г. покидает свои племена, уплывая в пироге на Запад, как бы исполнив предназначенную ему миссию. вместе с героями Ф. Купера сформировали обобщенный “образ индейца” североамериканской литературы. Для русских писателей (в частности, для Л. Толстого) Г. представлялся народным героем, идеально воплощенным в литературном произведении.