ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи предмета “литература”. Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения.
Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие “словесность”, начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе.
Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе.
“Варяг”, Русская народная песня литературного происхождения. Взаимодействие фольклора и литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор как вид словесности. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Роль общенародного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения.
Специфика отражения реальной действительности в фольклоре. Начальное понятие о жанрах. Фольклорные жанры.
Образ сказителя в фольклорном произведении.
Читательская лаборатория: “Как
научиться работать с учебной статьей”.
Национальные основы фольклора
Национальная специфика формирования народного идеала. Языческие корни в фольклорных произведениях. Христианские основы европейского фольклора.
Православная традиция и православная культура в русском фольклоре.
Читательская лаборатория: “Как составить план учебной статьи”.
“Духовные песни”. Роль православной культуры в формировании общенародного идеала русского фольклора.
Сказка
Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Начальное понятие о композиции и сюжете сказки. “Бродячие” сюжеты.
Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок, значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок.
Образ сказителя в фольклорной сказке.
“Бой на Калиновом мосту”. Противоборство Добра и Зла в сказке. Сопоставительная характеристика трех братьев.
Народное представление о героическом. Роль сказочных деталей. Патриотический и гуманистический смысл.
Контрольная работа по теме “Народная сказка”.
“Иван-царевич и Серый волк”. Символика образа Жар-птицы. Образ Ивана-царевича. Тема испытания в сказке.
Иван и его братья. Утверждение идеи борьбы за свое счастье. Образ “волшебного помощника” в сказке.
Нравственная проблематика сказки.
Из сказок братьев Гримм. “Белоснежка”. Семейная проблематика в сказке. Начальное понятие о портрете. Образы Белоснежки, мачехи, гномов.
Волшебные предметы в сказке. Тема внешней и внутренней красоты человека. “Шесть лебедей”. Особенности построения сказочного мира. Тема испытания героини. Народный идеал в сказке.
Гуманистическое звучание сказки.
“Лиса и козел”. Русская народная сказка о животных. Образы лисы и козла в сказке, их сопоставление.
Идейный смысл сказки.
“Как мужик гуся делил”. Народная мудрость и сатирические мотивы в сказке.
Читательская лаборатория: “Как научиться характеризовать народный идеал в фольклорной сказке”.
Произведения для самостоятельного чтения
Учащихся.
Сборники: “Русские народные сказки”, “Украинские народные сказки”, “Белорусские народные сказки”, “Восточнославянские сказки”, “Сказки западных славян”, “Сказки народов мира”.
В мастерской художника слова. Русские сказочники.
Обрядовая поэзия
Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Роль поэтического слова и ритма в обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности.
Значение эпитетов в обрядовой поэзии. Веснянки. Колядки.
Детский фольклор
Понятие детского фольклора и его основные жанры (дразнилки, считалки, прибаутки, скороговорки и др.). Стихи о животных и шуточные произведения детского фольклора. Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыш).
Английские детские песенки.
Русский детский фольклор.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки
Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Особенности художественной условности. Отражение народного идеала. Жизненная мудрость пословиц и поговорок.
Афористичность и значение художественного слова. Национальная культурная традиция в пословицах и поговорках.
Читательская лаборатория: “Как научиться читать текст художественного произведения”.
Народная баллада
Начальное понятие о жанре баллады. Особенности композиции и сюжета в балладе. Роль диалога.
Пейзаж в балладе. Лирическая оценка событий повествователем.
“Посещение Робин Гудом Ноттингема”. Английская народная “разбойничья” баллада. Национально-патриотический пафос и социальный протест в балладе. Смысл спора Робин Гуда с лесниками. Образы лесников.
Мотивировка превращения Робин Гуда в “вольного разбойника”.
“Ворон к ворону летит…”. Шотландская народная баллада. Смысл построения повествования через диалог воронов.
Идейное значение последней строфы. Нравственные оценки в балладе.
“Аника-воин”. Русская народная баллада. Образ Аники.
Тема смысла человеческой жизни и смерти.
“Черный ворон”. Русская народная баллада. Образ солдата.
Роль ворона и многозначность этого образа. Патриотическое звучание баллады.
“Кочегар” (“Раскинулось море широко…”). Русская городская баллада. Художественные способы создания характеров в балладе.
Роль и лирическое звучание зачина и концовки баллады. Значение диалогов. Образ повествователя в балладе.
Художественные средства создания эмоционального впечатления.
Читательская лаборатория: “Как научиться отвечать на вопросы”.
Произведения для самостоятельного чтения
Учащихся.
Баллады о Робин Гуде.
“Эдвард”. Шотландская народная баллада. Перевод А. К. Толстого.
“Жан Рено”. Французская народная баллада. Перевод Н. С. Гумилева.
“Рико Франко”. Испанский народный романс. Перевод В. Я. Брюсова.
“Стрельцы и крестьянин”. Русская народная баллада.
“Бродяга”. Русская народная баллада.
“Окрасился месяц багрянцем”. Русская народная баллада.
“Эолова арфа”. Антология баллады.
ЛИТЕРАТУРА
Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературе. Автор и читатель.
Начальное понятие о литературных родах (эпос, лирика, лироэпика, драма) и жанрах. Жанры фольклорные и литературные. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей; использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературных произведениях.
Авторская позиция и авторский идеал в литературном произведении.
Литературная сказка
Отличие литературной сказки от сказки народной. Классификация литературных сказок. Особенности построения художественного мира литературной сказки.
Конфликт в литературной сказке и ее композиция.
В. Гауф. “Карлик Нос”. Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни.
Утверждение силы человеческого духа. Фольклорные мотивы и образы в сказке. Образ матери Якоба.
Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей. Начальное понятие об иронии. Роль иронии в сказке.
П. П. Ершов. “Конек-горбунок”. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь.
Фольклорная традиция и своеобразие литературной сказки П. П. Ершова. Образ повествователя в сказке, особенности ее построения. Принцип разделения сказки на три части. Конек-горбунок как “волшебный помощник”.
Образ Ивана. Своеобразие языка сказки. Начальное понятие о сатире и юморе. Сатирические и юмористические элементы в сказке.
Нравственная и социальная проблематика сказки. Система человеческих ценностей в сказке. Контрольная работа По теме “Литературная сказка.
П. П. Ершов. “Конек-горбунок”.
А. С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой “Белоснежка”). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей.
Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке.
Система человеческих ценностей в сказке. Поэтическое мастерство А. С. Пушкина.
Читательская лаборатория: “Как научиться сопоставлять два произведения”.
X. К. Андерсен. “Дикие лебеди”. Сравнение со сказкой “Шесть лебедей”. Отличие литературной сказки от фольклорной. Тема любви и красоты в сказке.
Христианская основа сказки.
Р. Д. Киплинг. “Кошка, гулявшая сама по себе”. Суть соперничества женщины и кошки, их сопоставление в сказке. Характеры животных в сказке. Начальное представление об анималистическом литературном произведении.
Фантастика и реальность в сказке. Человек и природа в сказке. Понятие свободы и ее абсолютной ценности.
Философское звучание сказки.
А. Н. Толстой. “Иван да Марья”. Фольклорные основы сказки. Значение присказки. Тема братской любви. Особенности образа “волшебного помощника” в сказке.
Авторская позиция писателя. Б. В. Шергин. “Шиш показывает барину нужду”. Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша.
Язык сказки.