Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого “Послание”. Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России во время правления Ивана IV, но продолжал дискуссию с царем уже в письмах, в которых он обращал внимание на политику правления государством Иваном Грозным.
Письма писались по всем канонам литературы того времени и имели ораторскую направленность. Позднее эпистолярный жанр широко стал использоваться в литературе 19 века. Авторы прибегали к этому жанру для более глубокой психологической характеристики героев, для рассмотрения персонажей в их динамике мышления. К этому жанру неоднократно возвращается А. С. Пушкин (“Роман в письмах”, “Капитанская дочка”), И. С. Тургенев (“Фауст”), М. Ю. Лермонтов (“Герой
нашего времени”), Ф. М. Достоевский (“Бедные люди”), Герцен (“Кто виноват”) и многие другие писатели.
Однако этот термин позже стал носить более широкое значение. Авторы создавали произведения не только в виде писем кому-нибудь или переписки между героями, но и в виде дневниковых записей (“Герой нашего времени” Лермонтова, “Кто виноват” Герцена). В романе “Капитанская дочка” Пушкин прибегает к формам письма для создания образа и для лучшего восприятия читателем героев произведения.
Таким образом, персонажи становились более осязаемыми. В данном случае письма не составляют композиционной основы всего произведения, а выступают как вкрапления в роман. У писателя в письмах рисуются психологические портреты не только тех людей, которые пишут письма, но и тех, кто их читает. Так, получив послание отца, который пишет о Машеньке и болезни матери, Петр погружается в размышления: “Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым; но всего более огорчило меня известие о болезни матери”. Письмо отца, обращенное к Савельичу, имело иной характер.
Тон барина был хозяйским, он бранится на старого слугу: “Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса!” Лермонтов в романе “Герой нашего времени” прибегает к дневниковым записям в главе “Журнал Печорина”, в которой выясняется, что главный герой вел записи, в которых описывал все свои жизненные наблюдения. Главы “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” написаны самим Печориным. Лермонтов прибегает к хронологической непоследовательности и журнальным записям для того, чтобы читатель мог воспринимать главного героя с разных сторон. Поскольку мнение одного человека субъективно, следовательно, рассказчик (Максим Максимыч) говорит о Печорине на основе собственных ощущений, и не всегда эти ощущения могут быть верными.
А вот записи самого героя раскрывают его намного полнее, поскольку человек не будет лицемерить перед самим собой, и чаще всего именно собственные высказывания намного вернее и ближе к истине. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпистолярный жанр занимает огромное место в истории русской литературы. Авторы создают таких героев, которые очень сложны в нравственном, психологическом и эмоциональном плане, и эпистолярный жанр является чуть ли не единственным средством для лучшего понимания произведения.