Цель: Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях продолжить знакомство с содержанием и особенностями жанра древнерусских былин; показать, что основным героєм былин является богатырь, патриот своей земли и защитник слабых; совершенствовать умение учащихся подтверждать свое мнение примерами из текста; воспитывать культуру речи, формировать навыки выразительного чтения, культуру восприятия произведений разньгх видов искусства; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность. Оборудование: репродукции картин В. Васнецова “Богатыри”, “Витязь на распутье”.
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания
Рассказать о былине как литературном жанре.
Какие особенности былины характеризуют ее песенный характер,
Роднят с устным народным творчеством?
Каким образом создатели былин стремились подчеркнуть необычность, героичность происходящего?
2. Проверка выразительного чтения былины (с начала
текста до приезда богатыря в стольный Киевград)
II. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Комментированное чтение былины
Работа над выразительным чтением.
1. Чтение фрагмента (от фрази “Он приехалто во славний стольний Киевград” до слов “Илья Муромец да син Иванович”) Перечислите жанровые особенности былины по этому фрагменту? Что нового мы узнали о славном богатыре Илье Муромце?
2. Чтение фрагмента (от фрази “Говорит ему Владимир такови слова” до “И он ко стремени булатному прикованний”)
Кто из героев былины и как изображен в этом отрывке?
Чем вызвано повторение описання “силушки великой”, а также
Силы и мощи Соловья Разбойника?
Почему об опасности, угрожающей людям, князю Владимиру из вестно досконально, а о том, что опасность миновала, он не знает? Как вы думаете, на чьей стороне авторы былины в диалоге богатыря и князя? Почему?
3. Чтение фрагмента (от фрази “То Владимиркнязь от стольнокиевский…” до конца былины)
– Кто вступает в диалог князя с богатырем?
– Какую позицию занимает Соловей Разбойник?
– Что мы можем сказать о князе Владимире? (Капризен, безответственен, не благодарен и т. д.)
– Почему Илья Муромец сразу же увез Соловья Разбойника в чисто поле? Что он сказал при этом врагу?
2. Беседа с учащимися по содержанню былины
– Какие мысли и чувства вызывает у нас этот славный богатырь?
– Почему в былине всякий раз подчеркивается его происхождение?
– Как вы думаете, что будет делать богатырь дальше – останется в стольном граде Киеве или уедет?.. Куда, по-вашему, дальше отправится богатырь?
(Можно предложить учащимся пофантазировать на эту тему, используя репродукции картин В. Васнецова “Витязь на распутье” и “Богатыри”.)
III. Подведение итогов урока (работа в парах)
– Когда и почему возникли былины? Зачем в древние Бремена народ создавал былины, думы, героические песни? Какую цель ставили перед собой авторы и исполнители былин?
– Может ли возникнуть былина в наши дни?
– Почему образ славного богатыря Ильи Муромца остается в памяти народа уже столько веков?
IV. Комментарии к домашнему заданию
– На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в героическое прошлое. На этот раз мы отправимся в средневековую Англию. Представьте себе праздник, большое скопление народа, ярмарочную площадь, где под музыку и танцы (название этого жанра и произошло от провансальского – плясать) повествуется о каком-то событии.
Тут куда больше вымысла, чем в древнерусских былинах. Сюжет более драматичен, больше насыщен диалогом. А самое главное – дается лирическая эмоциональная оценка персонажей.
Ваша задача: прочитать (в любом переводе или пересказе) произведения о знаменитом английском разбойнике Робин Гуде, подготовить пересказ или постановку фрагмента в лицах, сформулировать вопросы по произведению; определить жанр произведения.
Индивидуальное задание одному-двум ученикам: подготовить короткое сообщение об исторической обстановке Англии XII в.