История античного театра содержит немало разногласий, определенных неточностей. Не удивительно, что некоторые ее вопросы вызывают и в школьников, и даже в студентов филологов трудности при изучении. Поэтому не будет лишним еще раз обратиться к этой теме и сделать акцент на так называемых “проблемных” вопросах. Античная драма, как известно, появилась в VI ст., когда на смену первоначальному порядку уже окончательно пришло рабовладельческое устройство и личность начала активно утверждать собственную позицию в обществе.
Человек как индивид больше не хочет отождествлять, сливать себя с коллективом, с “толпой”, она хочет иметь и отстаивать собственное “я”. Она формирует личностный взгляд на окружающий мир, на природу, даже на богов.
Человек не хочет принимать общепринятые нормы и законы, она хочет самая строить отношения с миром через собственные эмоции и ощущение. Этот процесс есть закономерным, ведь человек познает мир, он старается все предметы и явления окружающего мира упорядочить, проникнуть в их строение, понять их назначение не посредничеством навязчивых
сказов, возможно, даже интересных и логических, а с помощью собственного ознакомления. Восприятие человеком окружающего мира есть очень индивидуальным, так как, как известно, каждый человек имеет особый эмоционально психологический слог, вкус, темперамент, воспитание, опыт, которые в совокупности и предопределяют взаимоотношения человека с природой.
Вот мы и подошли до одного из важнейших моментов исследуемой проблемы. Индивидуальность восприятия окружающего мира является причиной возникновения недоразумений, разногласий между личностью и природой, между личностью и другими людьми (обществом), иногда даже между личностью и богами (в частности божественными законами и традициями, которые боги дали людям для жизни). Недоразумение, разногласия, расхождения представляют конфликт, который лежит в основе драмы.
Итак, появление драмы, обусловленное стараниями личности произнести свое собственное “я”, показать свою непохожесть с другими людьми, противопоставить себя обществу, миру, богам. Именно при таких обстоятельствах и возникает конфликт противоположных позиций, непринятие одного мировоззрения другим, одной морали противоположной. Таким образом, истоки античной драмы тесно связаны с общественно историческими процессами, которые переживала античная цивилизация в VI-V ст. до н. э., а именно с расцветом рабовладельческой формации и утверждением в ней личности.
Но не только общественно исторические, т. е. внешне – культурные факторы послужили причиной появления драмы. Были и внутренне – культурные детерминанты ее возникновения. Античная драма появилась на стыке эпоса и лирики, она органически соединила в себе обостренную чувственность, стремление к самовыражению, яркое эмоционально начало, которое символизирует лирика, и наличие жизненного материала, объективных обстоятельств, которые представляют основу эпических произведений.
Таким образом, для возникновения драмы была подготовленная определенная поэтическая подпочва, т. е. необходимый теоретический и содержательный базис, который и обусловил дальнейшее развитие литературного искусства.
Как справедливо отмечают В. И. и Н. И. Пащенки, “…драма возникшая, когда давно уже состоялся переход от обезличенной, т. е. народной, формы творчества индивидуальной. Свидетельство этому большое количество лирических жанров и появление многих выдающихся поэтов. Тем не менее, в новых условиях становления рабовладельческой демократии лирика уже не могла ответить на запросы эпохи, определенной мерой она себя исчерпала.
Нужны были новые виды искусства, которые могли бы воспитывать у граждан чувства патриотизма и ответственности за свое государство. Ими и стали драматические жанры. Вышеприведенная цитата ярко свидетельствует о синтезе общественно-исторических и сугубо литературных факторов, которые послужили причиной появления драмы.
Античный театр имеет большое общекультурное значение. За сутки античности разные виды искусств были в тесной взаимосвязи. Первоначальный художественный синкретизм с особой силой проявился именно в театральном искусстве, которое соединило в себе живопись и архитектуру, хореографию и музыку, мимику и декламацию. Итак, театральное искусство – результат общих творческих усилий драматурга, актера, режиссера, художника декоратора, музыканта. Потому, что драма демонстрирует заложенные в ней широкие возможность эмоционального и эстетичного влияния только в синтезе с другими видами искусства, заключается важнейшая особенность ее как литературного рода.
С течением времени все эти виды искусств дифференцировались и образовали отдельные искусства.
Однако особенно органическое объединение демонстрируют античный театр с поэтическим словом – литературой. Без преувеличения можно утверждать, что без литературы античный театр не мог бы существовать. В основу всех театральных постановлений положенные литературные тексты довольно высокого как к тому времени художественного уровня. От художественного качества текста драматического произведения зависел успех театрального действа.
Таким образом, античное театральное искусство развивалось прямо пропорционально развитию литературы.
Как известно, греческий театр возник на культовой основе и всегда был связан с религией. В свою очередь, религиозные обряды греков были довольно зрелищными, они сопровождались музыкой, песнями, танцами, поэзией, святыни украшались цветами, предметами прикладного искусства. “Всеохватывающая любовь греков к красоте стала религией красоты”.