Качественно нового содержания и формы трагедия приобрела после появления на театральном горизонте Эсхила (525- 456 гг. к н. э.). Талантливее за своих предшественников, он настолько усовершенствовал трагедию, что его по праву считают “отцом трагедии”. Именно в его творчестве трагедия окончательно оформилась как драматический жанр.
Прежде всего, нужно отметить введение Эсхилом второго актера. Это значительно увеличило диалогическую часть пьесы: диалог теперь мог происходить не только между актером и корифеем, но и между двумя актерами, а также между ними и корифеем, Ведь трагедия с двумя актерами стала способной передать конфликт, который лежит в основе драмы. Именно трагедии с двумя актерами смогли передать психологическое напряжение и драматизм, которые непременно сопровождают конфликты, больше того, они отображают общественно-культурные и идеологические сдвиги, связанные с утверждением личности в древнегреческом рабовладельческом обществе.
Огромная заслуга Эсхила состоит в создании могущественных и величественных характеров – монументальных образов, носителей
неслыханных страстей, участников грандиозных конфликтов. Образа Прометея (“Прометей прикован”), Клитемнестри, Ореста, Кассандры, Электры (трилогия “Орестея”) навсегда вошли в казну мировой драматургии. Соответствующим есть и стиль трагедий Эсхила – монументально патетичный.
Как справедливо делает замечание Ю. И. Султанов, “Он имеет много общего с изобразительным искусством Старинной Греции в V ст., к н. э.”. Эту же самую мысль развивает исследовательница Г. Подлесная, делая ударение, которое “торжественная зрелость тогдашней греческой скульптуры, лишенной портретных черт, отвечает величественным персонажам Эсхила”.
Нужно также указать, что Эсхил предоставил всем частям и элементам трагедии совершенной формы, ввел ряд приемов, которые усиливают драматический эффект – ввел формулу трагического молчания, создал атмосферу ужаса на сцене, ввел ряд технических средств и приемов – выкрашенные маски, котурны, декорации, костюмы, танцы и танцевальные фигуры, первым начал писать трагические трилогии. Ведь Эсхил начал эру новой трагедии.
Продолжил развивать оформленные Эсхилом принципы драматического искусства Софокл (496 – 406 гг. к н. э.). Большим его взносом стало введение третьего актера. Это дало возможность значительно увеличить диалогическую часть трагедии и уменьшить хоровые партии. Отныне диалог в трагедии выходит на первый план, который существенно расширяет возможности драматурга показать конфликт, больше того – углубить конфликт и сделать разнообразным его.
Из того времени хор почти потерял значение коллективного актера, его песни часто уже не связаны непосредственно с развитием сюжета, эта связь имеет скорее идейный характер.
Заметим также, что трагедия Софокла становится более приближенной к жизни, она теряет тот мистически – религиозный характер, который его малая предыдущая трагедия. На смену масштабным грандиозным сюжетам приходят сугубо земные сюжеты и значительно более простые. Этот процесс сопровождается медленным проникновением во внутренний мир человека, более глубоким рисованием человеческих характеров.
Любимым художественным средством Софокла есть прием контраста. Контрастность дает автору возможность сильнее подчеркнуть слабые и сильные стороны персонажей, чтобы зритель мог яснее понять их внутреннюю суть. Контрастными образами возникают Эдип и слепой Тиресий (“Царь Эдип”), Креонт и Тиресий (“Антигона”), Антигона и Исмена (“Царь Эдип”), Электра и Клитемнестра (“Электра”).
Софокла считают непревзойденным мастером композиции. Аристотель подчеркивал в ней наличие перипетии, “изменения событий к противоположному” и познаванию, связанному с поворотом к неожиданному, с “переходом от незнания к знанию. Эти приемы оказывают содействие созданию на сцене атмосферы глубокого психологического напряжения, и, соответственно, более сильного драматического эффекта.
Зрители целиком поглощались в мир трагедийных отношений, глубоко проникаясь болью и судьбой персонажей. Они на определенный срок полностью употреблялись в трагедийные образы, плача и радуясь вместе с ними. Возможно, поэтому в греческой трагедии нашла выражение такая эстетичная категория, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание человека.
По свидетельству Аристотеля, Софокл твердил, что изображает людей такими, которыми они должны быть. Художник считал необходимым воспитывать граждан на примере идеального героя. Поэтому персонажи Софокла – натуры всегда целостные. Они остаются верными себе на протяжении всего действия (Антигона).
Как отмечает Ю. И. Султанов, “Целостность образов Софокла, пластическое совершенство его трагедий создали ему славу чрезвычайно ясного и внутренне гармонического художника”. Софокл завершил создание греческой трагедии, в его творчестве она достигает своей вершины.
Преемником Эсхила и Софокла был Еврипид (480/84 – 406 гг. к н. э.). Тем не менее, он пошел своим путем. Его трагедии существенным образом отличались от драматических произведений Эсхила и Софокла и в своей основе были новаторскими за темой, содержанием образов, характером конфликта, а часто и по форме.
Они посвящены новой и необыкновенной для традиционного греческого театра семейно – бытовой тематике, в них принципиально не освещаются социально-политические проблемы.
Понятно, что раскрытие этой тематики требовало более глубокого, чем раньше, проникновение автора в мир психологических переживаний человека. Сохраняя традиционный конфликт, который происходил между двумя героями, Еврипид первым ввел в свою трагедию конфликт одного героя, т. е. противоборство двух противоположных чувств в душе одного героя, иначе говоря – внутренний конфликт, психологический конфликт. Он дает возможность автору глубже показать человека в момент душевного кризиса, как говорят психологи – пограничный или межевой образ человека, воссоздать то напряжение, в котором оказывается герой (Медея, Федра, Алкеста).
Одной из центральных в творчестве Еврипида постоянная тема любовника и те страдания, что оно несет людям. Во всех случаях, когда героев охватывает чувство любви, оно становится определяющим, принуждает их углубляться у себя, в свою внутреннюю борьбу, чрезмерно страдать. Еврипид изображает любовь как могущественную страсть, которой невозможно противостоять (“Ипполит”, “Медея”).
Не случайно Еврипид вошел в историю мировой драматургии как “самый трагический с трагических поэтов”.
Психологические конфликты Еврипида выходят за пределы античного общества, поскольку поэт затрагивает глубоко интимные чувства человека, такие, что являются вечными, независимо от национальных, географических или хронологических факторов.
Еврипид был последним, кто существенно изменил классическую греческую трагедию.
Благодаря созданию им внутреннего конфликта трагедия изменяет свой характер. На первый план выходит теперь человек со всем спектром своих ощущений, сомнений, переживаний, страстей. Как результат, наблюдается тенденция к сужению масштаба конфликта, с одной стороны, и к значительному его углублению, с другой стороны. Это и дает повод считать, что в творчестве Еврипида мы имеем дело не с трагедией, а с драмой (бытовой драмой) в традиционном литературоведческом толковании этого жанра.
Итак, герои Еврипида не трагические персонажи, а драматические, так как они самые делают свой выбор, а со временем становятся его жертвой. Однако следует отметить, что этот вопрос в науке и на сегодняшний день остается кое-что полемическим.
Впрочем, именно путем Еврипида будет развиваться более поздний драматургия. Пыльный интерес к жизни и чувствам отдельной индивидуальности, широкое использование интриги и комедийных элементов, общий семейно бытовой фон пьесы надолго будут определять ведущие тенденции развития драматического искусства.