Детский фольклор

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс.

В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. На примере сказки П. П. Ершова “Конек-Горбунок” мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.

Анализ

П. П. Ершов, будучи гимназистом, увлекался фольклором. Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа. В 1834 году сказка Ершова “Конек-Горбунок” предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки.

В чем же ее особенность? На наш взгляд, в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.

Кроме того, “Конек-Горбунок” состоит из ряда сюжетов, которые появляются в народных сказках.

Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший

сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами: предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).

Чудесный конь помогает положительному герою.

Перо чудесной птицы приносит горе и т. п.

Все эти мотивы встречаются в сказках “Сивка-бурка”, “Свинка золотая щетинка”, “Жар-птица и Василиса-царевна”.

Ершов в сказке удивительно точно передает мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум, способный мыслить возвышенно, величественно.

Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

В сказке показаны и праздничные стороны крестьянского труда:

Чистить коней начинает,

Умывает, убирает,

Гривы длинные плетет,

Разны песенки поет…

А убрав их, в оба чана

Нацедил сыты медвяной

И насыпал дополна

Белоярого пшена.

Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью, в нем даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.

Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния, жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).

Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из фольклора, точнее, периода языческих поверий о дворце бога Ярилы.

Подъезжают; у ворот

Из столбов хрустальный свод;

Все столбы те завитые

Хитро в змейки золотые,

На верхушках три звезды,

Вокруг терема сады,

На серебряных там ветках

В раззолоченных во клетках

Птицы райские живут.

Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок самый свободолюбивый человек.

Он простодушен, правдив. В общении с царем он свободен и смел:

Чудно дело! Так и быть,

Стану, царь, тебе служить.

Образ Конька-Горбунка, можно сказать, “двойник” Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупостью прячет качества, свойственные русскому богатырю, Конек-Горбунок – “паршивенький” жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.

Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.

Ершов уловил и воплотил в своей “волшебной сказке” самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями. Ершов уловил и воплотил в своей “волшебной сказке” самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

Биографическая справка

Ершов Петр Павлович – известный писатель (1815 – 1869 гг.), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором гимназии в Тобольске. Печатал стихотворения в “Библиотеке для чтения” Сенковского и в “Современнике” Плетнева. Известность доставила Ершову сказка “Конек-Горбунок”, написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3-м томе “Библиотеки для чтения” (1834 г.) с похвальным отзывом Сенковского. Первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. “Теперь этот род сочинений можно мне и оставить”, – сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым, по его словам, Ершов “обращается, как со своим крепостным мужиком”.

Вслед затем сказка вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г., она выходила с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками. “Конек-Горбунок” – произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Детский фольклор