“Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве” , – говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутепень колдовная счастье мне пророчит.
И костер зари, и плески волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер – вся красота народного края с годами отлилась в стихи, наполнен-ные любовью к русской земле:
О Русь, малиновое поле!
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в “суровые грозные годы” , – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Есенин рассматривал крестьянство
и деревню как основных носителей “русскости” , поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта – мир русского крестьянства. “Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы” , – писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенности его стихов о родине.
Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли – Рязанщины, малой родины поэта ( ” Низкий дом с голубыми ставнями…” , “Край любимый…” ).
В полном соответствии с традицией, заложенной в 19 веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. А. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной “русской идее” , а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по полю травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: “голубую оставил Русь” , “О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая в реку…”.
В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветст-вует ее как возможность обновления России:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, “с крестьянским уклоном”. Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне.
И особенно тяжело, временами трагически, переживает он ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем не нуждается, что у нее теперь другие певцы: “Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен”.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.