В разные времена, в разные эпохи развития культуры понятие “родина” воспринималось по-разному, наполнялось разным содержанием. С одной стороны, родина – это страна, государство, в котором довелось родиться. С другой стороны, у каждого человека есть место, где он родился, родной дом, семья – так называемая “малая родина”, основа личностного мира.
Попробуем проследить, как соотносятся эти понятия в разные эпохи.
Если говорить о Киевской Руси, то понятие “родина” в широком смысле этого слова там не было распространено, поскольку Киевская Русь не была централизованным государством, и люди ассоциировали себя не со страной, а с местом, где жили. В “Слове о полку Игореве” ясно показано, к чему это приводит: оплакивая разбитое войско Игоря, автор “Слова…” недвусмысленно говорит о том, что виной всему междоусобие “князей” И Игорь, идя в поход, хочет воевать за всю Русь и так прощается с ней: “О Русь! Уже за шеломенем еси!” И желаемое всеми следствие поражения Игоря – объединение князей в единое сильное государство.
Что же касается
времен казацкой державы Богдана Хмельницкого, то именно к этому времени можно отнести формирование у украинцев самой по себе идеи родины. Ведь война 1648-1654 годов велась не столько за устранение религиозного, политического, экономического гнета, сколько за установление своего государства, именно потому она называлась и называется Национально-освободительной. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что Б. Хмельницкий дал украинцам территорию, а Т. Шевченко научил их говорить.
Что же касается периодов, когда украинская территория входила в состав других государств, то на мой взгляд, здесь неуместно говорить о понятии “родина” ни в политическом, ни в личностном смысле. Ведь в это время люди не могли общаться на своем родном языке, изучать свою историю. Именно об этом периоде самый известный и выдающийся режиссер А. Довженко писал: “Украинцы – это единственная нация, которая не знает своей истории”.
В русской классической литературе эти два понятия – “большая” и “малая” родина – неразрывно слиты. Писатели-классики стремятся увидеть родную страну как единое целое, со всеми ее болями, проблемами и непредсказуемыми перспективами. Наиболее яркий пример в этом отношении – Н. В. Гоголь. В одиннадцатой главе поэмы “Мертвые души” он пишет: “Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.
Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный на куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
И в русской поэзии серебряного века продолжаются традиции классики. Например, у С. Есенина воспевание природы родной Рязанщины, ощущение родства с родными полями и лесами перерастает в огромную поэму любви ко всей России.
О Русь – малиновое поле
И синь, – упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В поэзии М. Цветаевой Россия предстает как национальная стихия бунтарства, непокорства, своеволия:
Нетоптаный путь,
Непутевый огонь. –
О Родина – Русь,
Неподкованный конь!
Уже в эмиграции М. Цветаева писала: “Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. У кого она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью”.
В наше время, по-моему, очень важна эта цветаевская мысль. Когда нет единства ни внутри государства, ни между людьми, очень важно найти опору внутри себя и там же обрести свою родину. Родина для меня – это память о трагической истории моей страны и знание о тех проблемах, которые возникают в ней сейчас. Родина для меня – это родная культура и стремление ее сохранить.
И, конечно, родина – это мой родной город, его улицы и переулки, зимы и весны, его люди. Родина – это друзья и знаковые, моя семья. Родина – это память сердца обо всем, что было и со мной, и с моим народом.