Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Тем не менее, необходимы и ремесленники – добросовестные исполнители замыслов других. Думаю, что человеком творческой работы может быть не только ученый-книгочет, исследователь какой-то составной части вопросов, а любой человек, у которого есть искра Божьего дара, талант, способность к мышлению, воображению, фантазии, мечте и ее воплощению. Такой, по моему мнению, мастер Аким Погребняк.
Он не мог согласиться сразу на возведение храма по какому-то образцу (как везде!), он должен был вообразить себе, построить это сооружение в мыслях, “увидеть его”, “ощутить” и только тогда приступать к работе. В результате тяжелых душевных мучений пришло к мастеру вдохновение, он увидел “свой” храм – “веселый, солнечный храм из сосновых досок” с медными, а может, и “золотыми звонами”. Стать Мастером, человеком-творцом нелегко. Здесь нужны и талант, и вдохновение, и огромная работа над собой. Не у каждого
хватает силы для этого.
Но кто все-таки отваживается достичь славы Мастера, тот имеет большое вознаграждение – душевную радость, удовлетворение, гордость и, главное, почет от людей, их признательность. А что может быть лучше в жизни! Основы духовности человек получил в детстве, сознательно или подсознательно влияют на всю его жизнь. Примером может служить жизнь Тараса Григорьевича Шевченко.
Это – человек-легенда. Казалось, в его бедной, подневольной да еще и сиротской жизни не было ничего, что бы помогло вырасти сильным, творческим высокообразованным человеком с поэтическо-романтическим мироощущением. Но все же Шевченко стал таким! Очевидно, что он сумел собрать к своей душе наименьшие проявления любви к себе со стороны родителей, сестер и братьев, доброй соседки Оксаны.
Запоминал многочисленные песни, которые слышал от родных и односельчан на праздниках, героические рассказы деда Ивана, даже не всегда понятную дякову науку. Главнейшими составными частями, которые помогли Шевченко стать тем, кем он стал, были в детстве жажда к познанию мира (вспомним его поход к железным столбам, которые подпирают небо!), к обучению, стремлению воссоздать свои чувства в песнях и рисунках и большая “внутренняя воля”. Это дало ему возможность уже в раннем возрасте восстать против насилия и изменить хоть как-то свою судьбу “сельского подзаборника”. Крестьяне во времена Шевченко, возможно, не умели красиво говорить, учить своих детей многих вещей, воспитывать по правилам.
Но существовала неписаная народная педагогика, богатое устное народное творчество, которые прославляли общечеловеческие ценности: любовь, добро, веру, уважение к старшим, трудолюбие, достоинство. И это были очень сильные факторы, которые, умноженные на талант, дали украинской нации выразителя ее дум, защитника, большого писателя Т. Г. Шевченко. Конечно, гениев не так много, но родители еще с раннего возраста должны заботиться, чтобы заложить в ребенка основы духовности, вырастить его достойным человеком.