Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба – памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. “Чтение” посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, было написано раньше “Сказания о Борисе и Глебе”, созданного, по их версии, после 1115 года на основе “Чтения” и летописного материала.
“Чтение” начинается с пространного введения, в котором Нестор излагает всю библейскую историю от сотворения мира. Он сокрушается что когда христианство получило распространение, то лишь Русь оставалась “в первой [прежней] прелести идольской [оставалась языческой]”. Крещение Руси князем Владимиром он описывает как всеобщее торжество и радость. Далее излагается традиционная версия истории убийства Святополком Бориса и Глеба, который, в изложении Нестора, действует по козням дьявола.
В каждой из ситуаций, описанных в чтении Нестор подыскивает аналогию или прообраз в прошлой мировой и библейской истории.
“Чтение” написано в агиографическом жанре, автор описывает
неизвестные по летописям факты из юности Бориса (мечта о мученической смерти под влиянием чтения житий святых, уклонение от вступления в брак и женитьба лишь по настоянию отца: “не похоти ради телесныя”, а “закона ради цесарьскаго и послушания отца”). В тех местах где “Чтение” совпадает с летописным рассказом, то у Нестора даются иные, житийные трактовки событий. Например, в летописях о походе Бориса на печенегов по поручению отца говорится, что Борис вернулся в Киев так как не “обрел” (не встретил) вражеское войско, а в “Чтении” враги бегут от него, так как не решаются “стати против блаженного”.
При описании убийства братьев Нестор сообщает лишь о ритуальном, с цитированием псалмов, молении обреченных князей, которые по окончании молитвы торопят убийц “скончать свое дело”.
По мнению филолога-медиевиста Творогова О. В.: На примере “Чтения” мы можем судить о характерных чертах агиографического канона – это холодная рассудочность, осознанная отрешенность от конкретных фактов, имен, реалий, театральность и искусственная патетика драматических эпизодов, наличие (и не избежное формальное конструирование) таких элементов жития святого, о каких у агиографа не было ни малейших сведений…