С точки зрения христианской религии, совесть – это проявление Бога в человеке. Совесть неотделима от морали и нравственности. Совесть имманентна и иррациональна. Говорят, что удовольствие без угрызений совести и есть счастье. Если так, то совесть является естественной преградой для достижения счастья, щитом между человеком и той его стороной, которая желает наслаждаться.
Продолжив тему религии, можно сказать, что животное, иначе гедонистическое начало человека – это воля Дьявола внутри него. Многие желания человека, его страсти, его порывы идут от “темной стороны”, и функция совести (то есть Бога) нас от них оберегать, предостерегать, а часто и наказывать. Угрызения совести являются не только наказанием, но и сдерживающим фактором: мы стремимся не совершать поступков, о которых потом будем жалеть.
Муки совести не только сами по себе являются искуплением вины, но часто заставляют человека принять иное наказание для восстановления справедливости. Например, в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” атаман разбойников Кудеяр вдруг начинает чувствовать
вину за многочисленные совершенные им преступления и в конце концов обращается с покаянием к Богу. Совесть злодея осилила, Шайку свою распустил, Роздал на церкви имущество, Нож под ракитой зарыл.
Для искупления своих грехов он налагает на себя своего рода епитимью, ставит себе почти неисполнимую задачу – срубить дерево тем ножом, которым совершал убийства. Будет работа великая, Будет награда за труд, Только что рухнется дерево – Цепи греха упадут. В русской литературе ХIX века тема совести была тесно связана с христианством. Воплощением христианской нравственности является персонаж поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Ермил Гирин.
Он честен и правдив. Когда его избрали бурмистром, он за семь лет не утаил ни одной копейки, “не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил”. Только один раз он совершил нечестный поступок: Свихнулся: из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыговорил он. Но раскаяние его было так велико, что он потерял всякий покой и едва не покончил жизнь самоубийством.
В конце концов, он признался в своем обмане и исправил несправедливость. Как ни упрашивали его остаться, он уволился с должности. Однако совесть не является исключительно следствием христианского воспитания. Она свойственна каждому человеку, даже беспринципному и безнравственному, хотя такие люди к голосу совести не склонны прислушиваться, а, наоборот, стараются это чувство подавить, иногда даже не осознавая природы своих страданий.
Пример проявления совести у безнравственного человека мы находим у Лермонтова в романе “Герой нашего времени”. Печорин воплощает образ “страдающего эгоиста”. Отчего он страдает? От скуки, от осознания бессмысленности жизни (эта тема проходит сквозь все творчество Лермонтова), от пресыщенности и усталости.
Свои чувства Печорин пытается заглушить яркими впечатлениями и ощущением опасности – для этого он едет на Кавказ, пускается во всякие авантюры, а позже отправляется в путешествие, в котором и погибает. Вместе с тем он мучается от невозможности изменить себя, в какой-то степени от ненависти к себе (диалог с Верой в главе “Княжна Мери”). Когда Максим Максимыч напомнил ему о Бэле, Печорин “чуть-чуть побледнел и отвернулся… – Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…” При том, что Печорин – человек в принципе сдержанный и замкнутый, такая реакция свидетельствует о глубоких душевных переживаниях. Наиболее полно тема совести была раскрыта Достоевским в произведении “Преступление и наказание”. Нравственные страдания, частично обусловленные совестью и раскаянием, заставляют Раскольникова сделать явку с повинною и во всем сознаться.
Если принять совесть за некую черту, разделяющую закон и преступление, добро и зло, нравственность и безнравственность, то мучения Раскольникова напрямую связаны с совестью. Он страдает оттого, что переступил через черту, но стереть ее не смог. А раз черта осталась, значит осталось и осознание недопустимости, бесчеловечности своих действий. Чтобы показать крушение теории Раскольникова, Достоевский заставляет его встретиться со своим “идейным двойником” – Свидригайловым. Свидригайлов – человек без принципов, лишенный всяких нравственных качеств, воплощает в романе идеи гедонизма.
Он – тот сверхчеловек, которого вообразил себе Раскольников. Но освобождение себя от укоров совести не проходи бесследно, его результат – сначала духовная, а потом физическая смерть. Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством. По определению психологов, честь – это совокупность таких морально-этических качеств, как верность, справедливость, правдивость, достоинство, благородство.
Так же как и совесть, честь изначально присуща человеку, она неотъемлемая часть его личности. Однако, на мой взгляд, честь в какой-то мере, зависит и от воспитания, от среды, в которой человек оказался. Совесть – понятие сугубо личное, а честь – еще и социальное. В глазах общества Соня Мармеладова – порочная, опустившаяся и бесчестная женщина. Лужин, обвиняя ее в краже сторублевого кредитного билета, делал упор именно на ее общественном положении и “сопряженных с ним привычках”.
Но именно Соня является в романе воплощением нравственности, христианской любви, кротости и сострадания. Именно она спасает Раскольникова от духовной гибели. И грех ее смягчается тем обстоятельством, что был совершен из самопожертвования. В произведении Вознесенского “Юнона и Авось” понятие чести тесно связано с верностью.
Для главного героя – Николая Резанова – путь “воина и мужчины” означает служение Родине. Любовь к Отечеству проявляется у него в форме болезненного переживания за судьбу России, что отражается в его монологе “Услыши мя, Родина!”. Резанов до конца остается верен своему стремлению служить именно Родине, а не государству, и перед смертью он между молитвами и лихорадочным бредом с трудом произносит: “Прости меня, Свобода и Россия, не одолел я целого пути”.
Другое проявление чести – верность данному слову. В рыцарских романах Средневековья нарушение обещания считалось страшным и недопустимым поступком, который карался смертью. Верность слову, храбрость в бою и почтение к дамам составляли основу чести рыцаря. В русской литературе достаточно яркий пример – Мария Троекурова из романа Пушкина “Дубровский”.
Она отказалась сбежать с Дубровским, в которого была влюблена, потому что обвенчалась с другим человеком, и нарушить союз, освященный перед Богом, было для нее недопустимо. Темы совести и чести нашли свое отражение во многих произведениях как зарубежной, так и русской литературы. Оба эти качества являются неотъемлемыми для каждого человека, хотя проявляются в каждом по-своему.