Частушки из народного фольклора

Философ-искусствовед и собиратель частушек П. А. Флоренский писал: “…это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейновскую музу. Как и у Гейне, в глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца: однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта боль показаны более легкими, нежели они суть на деле”. Истоки и время возникновения рабочей частушки те же, что и частушки городской и деревенской. Но частушки народа испытали влияние уже сложившейся к периоду их формирования традиций рабочего фольклора, с которым они вступили в творческое взаимодействие.

Многие частушки были вариантами или отдельных строф фабрично-заводских песен, или же в сжатой форме содержали основные мотивы этих песен, а подчас и отдельных ее частей. Вот частушки, возникшие на основе песен “Лет семнадцати мальчишка вздумал в Питере пожить”, “Кто на прииске (или на фабрике) не живал, тот и горя не видал”, “На Донской земле привольной”.

Рассчитай меня, хозяин,

Я сейчас иду домой.

Твои

высокие хоромы

Показались мне тюрьмой.

Кто на фабрике не живал,

Тот и горя не видал,

А моя головушка

Натерпелась горюшка.

Но и частушки народа оказывали заметное влияние на рабочее песенное творчество, усиливая его лиризм и афористичность, обогащая его разнообразными оттенками разговорной речи.

В рабочей частушке, как правило, фоном, местом действия и источником разнообразнейших конфликтов являются фабрика, завод, рудник, прииск.

Частушка была популярна в рабочей среде – она живо реагировала на общественно-политические события, нередко приобретая сатирическую окраску:

Сколь народу, сколь народу,

Сколь народу мучится!

А у наших у хозяев

С жиру брюхо пучится.

Приемы традиционной народной лирики в народа частушках выветрилось. Как отмечала Н. П. Колпакова, частушки на острые социальные темы были “построены полностью на самых обычных интонациях разговорной (хотя очень часто и озлобленной) речи, с будничной лексикой, с той системой синтаксиса, которая ничем не отличается от построения прозаических фраз. Это была частушка малопоэтичная, но правдивая и резкая, суровая без прикрас, четкая по мысли и социальной остроте, не прикрытой никакими поэтическими уподоблениями и сравнениями.

Наряду с лирикой любовных отношений, развертывающихся в обстановке повседневного производственного быта героев, наряду с изображением тягот жизни большое место в ней занимает сатира на всякого, имеющего власть над рабочими. Вот образцы разновидностей специфически рабочей частушки. Читая их, нетрудно заметить, как естественна и органична была для народа поэзия частушки, как рабочие свободно воплощали в ней новое содержание, создавая оригинальные художественные образы, сравнения, параллелизмы.

Тише, тише, паровая,

Тише хлопайте ремни,

Без миленка на работе

Не могу скоротать дни.

Я на прииске была,

Золотишко мыла,

Услыхала – милку женят,

Голосом завыла.

Частушки народа отличаются от частушек других слоев трудового населения не только новизной своего содержания, образов, повествовательных мотивов, но и неизмеримо большей социальной остротой и насыщенностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Частушки из народного фольклора