Чацкий
Характеристика литературного героя
Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель “века нынешнего”. Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями “фамусовского” общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу).
Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века “покорности и страха”, когда “тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог “А судьи кто?” В нем он обличает нравственные образцы “века минувшего”, погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны:
государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов “века минувшего”. Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает “горе от ума”.
Но в не меньшей степени герой испытывает и “горе от любви”. Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому “жалчайшему созданию”.
Он восклицает: “Молчалины господствуют на свете!” Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят “чужака”. Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя.
На балу Ч. произносит монолог о “французике из Бордо”, в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном “фамусовском” обществе.
Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.