По воспоминаниям современников, первое впечатление, которое производила на окружающих внешность Николая Заболоцкого, мало походило на общепринятые представления о “настоящем” поэте. Среднего роста блондин, немного полный, в круглых профессорских очках, Николай Алексеевич скорее напоминал степенного ученого. Он и был ученый – не образованием, но стремлением проникнуть в тайны устройства Вселенной, постичь не только ее сердце, но и всеобъемлющий и вездесущий ум.
Творчество поэта рождало споры в литературных кругах, у него было немало поклонников, но немало и недоброжелателей. Его подвергали клеветническим обвинениям и репрессиям в 30-х годах, предали забвению в 60-х и вновь заслуженно вознесли в 70-х. Тернистым и трудным был его творческий путь.
Литературное наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, небольшие произведения для детей, несколько статей и заметок, а также его немногочисленные письма. Однако до сих пор литературоведы дискутируют по вопросам его
творческой эволюции, о ее движущих силах, о принципах ее периодизации.
В настоящее время творчество Н. А. Заболоцкого по праву занимает видное место в литературе, так как ему, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные исторические условия для совершенствования и проявления таланта, удалось вписать новое весомое слово в русскую поэзию.
Внук николаевского солдата и сын агронома, Николай Алексеевич Заболотский родился 24 апреля 1903 года под Казанью. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья переехала в село Сернур, а позднее, в 1917 году, в город Уржум Вятской губернии. Мать Николая, Лидия Андреевна, служившая до замужества школьной учительницей, была по натуре человеком деятельным, разносторонних прогрессивных взглядов, не отвергала революционных идей. Всю энергию своей неспокойной души, не востребованную в провинциальном обществе, она перенесла на семью, на шестерых детей, вложила в их воспитание, заражая их этим душевным неспокойствием. Она и привила детям любовь к книгам, которых дома было немало.
Отцу, Алексею Агафоновичу, напротив, были свойственны черты старозаветной патриархальности, где требование порядка и дисциплины граничило с суровым обращением с детьми. Хотя одновременно ему не были чужды научные взгляды, которые проявлялись в его борьбе против земледельческой косности и безграмотности крестьянства. В старшем сыне Николае он видел своего преемника, будущего агронома, и потому часто брал его с собой в поездки по окрестным полям и деревням. Впечатлительный, восприимчивый мальчик сердцем постиг и полюбил русскую природу, научился видеть и чувствовать самые тайные и прекрасные ее черты, вплотную познакомился с жизнью и трудом крестьян.
Мечте отца не суждено было сбыться: семилетний мальчик, с радостью отправлявшийся с ним в служебные поездки и тайком в чулане проводивший “естественнонаучные” опыты, уже тогда писал стихи, часами просиживал над книгами, а к двенадцати годам твердо решил стать литератором. Николай Заболотский (так звучала фамилия поэта до 1925 года, когда он подправил ее) учился много и охотно. Сперва в реальной гимназии уездного городка Уржума, где жил отдельно от родителей до 1917 года, приезжая в Сернур лишь на каникулы.
Затем, в 1920-1921 гг. – в Москве, причем одновременно на двух факультетах: историко-филологическом и медицинском. Жесткий голод вынудил Николая прервать учебу и вернуться домой. Но уже осенью 1921 года Н. А. Заболоцкий, приехав в Петроград, поступил на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена, быстро и успешно вошел в круг литераторов и начал вершить карьеру поэта. Литературная жизнь в Северной столице в 20-х годах напоминала бурлящий котел. Творческие объединения, кружки и союзы нарождались, как грибы.
В 1925 году, вскоре после окончания института, на одном из литературных вечеров Николай Заболоцкий познакомился с Александром Введенский и Даниилом Хармсом – большими выдумщиками по части поэтических изобретений и литературных игр. Так появилось новое литературное объединение, которому суждено было войти в историю под названием ОБЭРИУ. (Первые буквы расшифровывались как “Объединение Реального Искусства”) Членов группы объединял особый способ восприятия реальности. “Мы – не только творцы нового языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов”,- писал Заболоцкий в Декларации обэриутов. Друзья мечтали о таком Искусстве, в котором соединились бы Театр, Живопись и Музыка – во главе с Поэзией.
Каких только образов не встретишь в стихах Заболотского в 20 годах (некоторые и написанных в 1925 – 1929 гг. вошли в первую “взрослую” книгу – “Столбцы”). Тут и улетающие в небо русалки, и пирующие – отнюдь не сказочные, а нарочито приземленные – сирены, голосящий по-человечьи пароход, даже гордо идущий по улицам покойник. Безудержная поэтическая фантазия собрала воедино картины городского мещанского быта и персонажей пришедших не то из фантастических снов, не то из сказок, захватывающе-страшных и диких.
… А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.
“Движение”
“Взрослые” стихи поэта вели свое происхождение из мира детства, мира разумных предметов и очеловеченных животных:
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!
“Меркнут знаки Зодиака”
Недаром один видный литературовед объяснил свежесть и яркость этих образов тем, что Заболотский пришел в поэзию из детской литературы. Хотя все обстояло совсем иначе.
В 1928 году Самуил Маршак предложил Заболотскому и его друзьям писать для только что созданного им журнала “Еж”. И вот один за другим стати появляться небольшие рассказы Заболотского для детей(“Красные и синие”, “Букан”, “Змеиное яблоко”…). Немного позже появился еще один журнал “Чиж”.
Всего в “Еже” и “Чиже” было написано более сорока рассказов и стихотворений, автором которых был Заболотский.
…Между тем времена наступали невеселые. Все необычное и яркое немедленно подвергалось критике. Тех, кто “имел свое суждение”, сажали в тюрьму, а не редко и расстреливали.
В 1931 году арестовали группу писателей и художников, в том числе Хармса и Введенского. Пострадал и Заболотский. Уже набранная книга стихов так и не вышла на свет, а поэма “Торжество Земледелия” была разгромлена критикой, как “злобная карикатура на социализм”.
В 1938 году Заболотского арестовали и приговорили к пяти годам исправительно-трудовых работ за “контрреволюционную деятельность”.
…Дальневосточная каторга, потом ссылка в Алтайский край и в Казахстан.
В 1946 году Заболотский получил разрешение жить в Москве.
Его возвращение в литературу было медленным и мучительным. Львиную долю времени и сил он отдавал переводам – их легче было напечатать и они давали заработок. Помимо замечательного переложения “Слова о полку Игореве”, Заболотский сделал множество переводов грузинских поэтов, сербского эпоса…
В своих оригинальных стихах поэт теперь стремился к классической ясности и простоте. Но и в последних его стихах – поиск гармонии в природе, единство ее мельчайших элементов:
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
“Детство”
Умер Николай Алексеевич 14 октября 1958 года от сердечного приступа. Похоронен был на Новодевичьем кладбище в Москве.
После смерти Заболотский был признан советским классиком, но еще долгие годы переиздавались только его поздние стихи и переводы.