Туве Янссон (1956)
Дата рождения: 9 августа 1914(1914-08-09)
Место рождения: Гельсингфорс, Российская империя
Дата смерти: 27 июня 2001(2001-06-27) (86 лет)
Место смерти: Хельсинки, Финляндия
Туве Янссон в 1923 году.
Янссон родилась в богемной семье: мать – видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, отец – признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым ребенком в семье. Ее брат Пер-Улоф (р.
1920) впоследствии станет фотографом, а другой брат Ларс (1926 – 2000) художником.
По материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарштенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей. Интересно, что Янссон много и часто упоминавшая в книгах и интервью свою мать, очень мало говорила о отце. Много известно о ее шведской родне и почти ничего о финских родственниках по линии отца.
В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, в местечке Блиде, недалеко от Стокгольма.
“Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если
вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя”, – вспоминала Туве.
В 15 лет Янссон уезжает учиться в Швецию, получив диплом факультета изящных искусств Шведской Художественной Академии, она проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определенного признания, поскольку чуть ли не с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая родителей.
Завершив учебу за границей, Туве возвращается домой и начинает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий.
Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о Муми-Троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми долине. Эти книжки, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру.
К примеру, одна только “Шляпа волшебника” была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.
Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей (“Маленькие тролли и большое наводнение”, “Муми-тролль и комета”, “Шляпа волшебника”, “Опасное лето”, “Мемуары Муми-папы”, “Волшебная зима”, “Папа и море”, “В конце ноября”), один сборник рассказов “Дитя невидимка”, 4 книжки в картинках (“Опасное путешествие”, “А что потом”, “Кто утешит малютку”, “Мошенник в доме Муми-троллей”). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам “Опасного лета” она сначала написала пьесу “Муми-тролли за кулисами”, а затем либретто к мюзиклу “Муми-опера”.
К обрушившейся на нее популярности Янссон испытывала двоякое чувство. С одной стороны, ее раздражала излишняя коммерциализация ее творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с Муми-тематикой (майки, кепки, плакаты, значки) позволили ей арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловхарун в Финском заливе, на котором она часто укрывалась он журналистов и надоедливых почитателей.
Успех во всем мире “Шляпы волшебника” привлек к Янссон внимание агентства Associated Press, откуда она получила письмо со следующими словами: “Чудесные существа, созданные вами, могли бы стать героями комикса, который мы желали бы печатать”. Туве был предложен контракт на семь лет. Она с радостью согласилась: договор на публикацию комикса гарантировал ей стабильный доход. Окружение Янссон осудило ее: все друзья посчитали, что она продала свой талант западной масскультуре.
Кроме того, рисовать детские комиксы считалось в богемной среде унизительным. Сама Туве считала, что бедность хуже любого унижения. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The evening news в 20 сентября 1954.
На пике популярности Муми-тематики комикс Янссон продавался в 17 стран и публиковался 58 изданиями.
Первоначально Янссон лично рисовала каждую полосу комикса, но вскоре эта работа ей наскучила и она передала ее брату Ларсу, который без остановки придумывал и рисовал муми-комиксы на протяжении 20 лет, превратив их в очень доходный бизнес.
Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что, в первую очередь она – художник, и очень серьезно к своей литературной деятельности не относилась. Однако, ее картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о Муми-троллях.
Среди работ Янссон как художника самыми известными являются:
* фрески в здании мэрии Хельсинки (1947)
* настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952)
* настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953)
* роспись алтаря в церкви города Теува (1954)
С годами популярность муми-книг не шла на спад, а наоборот, только росла. Книги Туве Янссон уникальны тем, что привлекают внимание не только детей, но и взрослых читателей, и даже серьезных ученых. По творчеству Янссон было защищено множество диссертаций, ее сказки подвергались семиотическому и психоаналитическому анализу.
В ее книгах находят отголоски дзен буддизма и христианства, отсылки к философии Канта и эволюционной теории Дарвина.
Празднование 80 дня рождения Янссон в 1994 превратилось в государственное мероприятие по масштабу и пафосу сопоставимое с Днем Независимости. День рождения обожаемого автора страна отмечала фейерверками и праздничными шествиями. Янссон чествовали как национального героя.
В июне 2001 года писательница скончалась от обширного кровоизлияния в мозг.
В день похорон Янссон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что “Творчество Туве Янссон – самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса”.
Награды, которых была удостоена Туве Янссон:
* Премия имени Нильса Хольгерсона лучшему детскому писателю года (1953)
* Медаль Г-Х Андерсена за вклад в развитие детской литературы (1966)
* Премия Шведской Академии Искусств (1972)
* Золотая Президентская Медаль Финляндии (1976)
* Почетное звание доктора искусствоведения Университета Хельсинки (1978)
* Премия имени Сельмы Лагерлеф за вклад в литературу (1993)
* Звание Почетного Профессора Финской Республики (1995)
* Литературная Премия Американо-Скандинавского Культурного Фонда за вклад в искусство (1996)
С 2002 года в Финляндии вручается Литературная Премия имени Туве Янссон.
Помимо шведского и финского языков (которые были для нее родными), Туве Янссон свободно говорила на английском, французском, со словарем читала по-немецки.
[править] Личная жизнь
В молодости Туве Янссон много и активно общалась с противоположным полом, и даже была одно время обручена с журналистом Ато Виртаненом. По причинам, которые до сих пор остаются загадкой, помолвка была расторгнута (предположительно, самим Виртаненом). Перешагнув за рубеж в 35 лет, Янссон осознала свою бисексуальность и с тех пор поддерживала близкие отношения исключительно с женщинами.
В то время в Финляндии в богемной среде однополые отношения считались приемлемыми, хотя общество, в целом, к лицам нетрадиционной ориентации относилось негативно.
С 1956 года постоянным партнером Янссон стала художница Тууликки Пиетиля (1917-2009). Янссон и Пиетиля прожили вместе 45 лет. Тууликки стала прототипом созерцательной и философской Туу Тикки из повести Янссон “Волшебная зима” – факт, которым Пиетиля очень гордилась.
Не единожды в интервью она говорила: “Вы знаете, что Туу Тикки – это я? Туве списала этот персонаж с меня”.
Долгое время им удавалось с успехом скрывать свою связь. На вопросы интервьюеров о личной жизни Янссон неизменно отвечала, что является принципиальным противником института брака и не хочет иметь детей по философским убеждениям. Янссон и Пиетиля открыто рассказали о своих отношениях на пресс-конференции в 1993 году.
По завещанию Янссон именно Пиетиля унаследовала недвижимость, которой владели женщины (две квартиры в Хельсинки и остров Кловхарун). Авторские права на книги перешли во владение племянницы Софии Янссон (дочери Ларса).
Уже в 1960-е годы Туве Янссон стала миллионером. Огромные доходы от продажи смежных прав (театральные постановки, сувенирная продукция с муми-троллями) быстро сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии. Однако она продолжала до самой смерти вести очень скромный образ жизни: пользовалась общественным транспортом, сама ходила за покупками в магазин рядом со своим домом, и лично отвечала на большую часть писем от своих читателей.
[править] Остров Кловхарун
Остров в Финском заливе, на котором несколько десятилетий Туве Янссон проводила каждое лето, в настоящий момент находится в собственности наследников писательницы, которые совместно с Правительством Финляндии превратили его в музей-заповедник. Доступ на остров для всех желающих открыт в летние месяцы. На Кловхаруне можно посетить домик Янссон, в котором развернута экспозиция ее картин.
[править] Муми-тролли и прочие работы
Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 (“Маленькие тролли и большое наводнение”, написана и проиллюстрирована в 1938), однако популярность завоевала ее вторая повесть “Муми-тролль и комета” (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй.
Следующая книга – “Шляпа волшебника” (1949) – дала толчок “муми-буму” во многих странах мира.
Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэролла.
Янссон написала ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.
[править] Особенности творческой манеры
Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янсон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дален имитирует жизнь семьи самой Янсон с точки зрения ребенка – неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янсон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной – жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести “Папа и море”). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее ее образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: “Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя” (“Папа и море”). Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями.
Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они все же возвращаются в свой дом.
В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома – дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и теплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом (“Комета прилетает”).
Другой важный мотив творчества Туве Янсон – это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детенышах-сиротах (“Опасное лето”).
И, конечно, одна из определяющих тем Муми-серии – тема одиночества. Одинок Муми-тролль (особенно это ощущается в “Волшебной зиме”), одинок Снусмумрик и многие другие персонажи в глубине своей души одиноки. Физическим воплощением этого “одиночества души” явилась Морра: бесконечно одинакая, ледяная, непонятая и пугающая в первых книгах и “оттаявшая” – в последних. Муми-тролль боится показаться смешным, страдает от насмешек Мю, переживает массу внутренних конфликтов наедине сам с собой.
В “Волшебной зиме” он впервые так остро ощутил одиночество, а в “Папа и море” – повзрослел и научился быть один.
[править] Мумин-Уорлд
На острове близ г. Наантали (20 минут на автобусе # 110 или 11 от Турку) открыт тематический парк Страна муми-троллей, посвященный героям серии книг про Муми-троллей. Парк функционирует в летнее время и закрывается в последнюю неделю августа, когда “муми-тролли впадают в спячку”.
[править] Культурное значение
В Финляндии популярность созданных Янссон персонажей (Муми семейство, романтичный Снусмумрик, практичный Снифф, веселая и бесшабашная Малышка Мю) давно стала культовой. Свидетельств тому множество: от тематического парка по мотивам книг Янссон до целой лавины всевозможной сувенирной продукции с Муми тематикой. Персонажи, созданные Янссон, являются такой же неотьемлимой частью современной массовой культуры, как герои Уолта Диснея или творения Стэна Ли и студии Marvel.
О значимости того или иного произведения принято судить по его коммерческой ценности. Доходы от реализации продукции, эксплуатирующей образ муми-троллей, составляют такую же часть государственного бюджета Финляндии, что и налоговые отчисления корпорации Nokia.