Владимир Семенович Высоцкий – (25 января 1938, Москва – 25 июля 1980, там же), русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники “Нерв”, 1981, “Я, конечно, вернусь…” 1988).
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года.
“Владимир Высоцкий родился 25 января в Москве, в родильном доме по улице Щепкина, 61/2. Его родители – Нина Максимовна Серегина и Семен Владимирович Высоцкий – прожили вместе около пяти лет – на фронте отец Володи познакомился с другой женщиной и ушел из семьи. А через некоторое время обзавелась новым мужем и Нина Максимовна”.
“Отношения с отчимом у Володи не заладились с самого начала, и никаким авторитетом в глазах мальчишки этот человек практически не обладал. Видимо, это и послужило одной из причин того, чтобы Володя упросил родного отца взять его с собой в Германию, куда Семена Владимировича, как офицера Советской Армии, отправили служить в январе 1947 года…
До октября 1949 года Владимир Высоцкий с отцом и его женой Евгенией
Степановной Лихолатовой жили в военном гарнизоне в городе Эберсвальде. Затем Семена Владимировича с семьей вернули на родину – он отправился служить в Киев, а его жена и сын поселились в Москве, в доме № 15 в Большом Каретном переулке (здесь до войны со своим первым мужем, который затем погиб, жила Евгения Степановна)”.
“…в 7-м классе Высоцкого освободили от занятий физкультуры по причине нездоровья – у него обнаружили шумы в сердце. Врачи посоветовали родителям Володи следить за тем, чтобы он вел себя умеренно – поменьше бегал и скакал.
Начиная с 7-го класса Владимир Высоцкий стал частенько прогуливать уроки – в год у него порой набегало до месяца прогулов. Где же он пропадал все это время? …Это и театр-сад “Эрмитаж”, где постоянно выступали известные артисты, и ближайшие кинотеатры: “Центральный”, “Метрополь”, “Экран жизни”, “Москва” и др. А после посещения этих мест шумная компания обычно собиралась на квартире Левона Кочаряна – это в том же доме, где жил Высоцкий, только несколькими этажами выше. Там они слушали музыку, играли в карты, выпивали.
Что касается последнего увлечения, то, судя по воспоминаниям Марины Влади, Высоцкий впервые пригубил вино в 13 лет именно в кампании сверстников с Большого Каретного”.
В 1955 году “…Владимир Высоцкий поступил в Московский инженерно-строительный институт на механический факультет. Однако проучился он там недолго – уже через три месяца он бросил институт с твердым намерением вскоре поступить в театральное училище”.
“Летом 1956 года Владимир Высоцкий подал документы в Школу-студию МХАТа и, к удивлению своих близких, поступил туда с первого же захода (помогли регулярные посещения драмкружка под руководством В. Н. Богомолова). Именно там произошло его знакомство с девушкой, которой вскоре суждено будет стать его первой женой. Звали девушку Иза Жукова, она была на год старше Высоцкого и училась на третьем курсе.
Их знакомство состоялось в тот момент, когда Высоцкий был приглашен для участия в курсовом спектакле третьекурсников “Гостиница “Астория” И. Штока, в котором ему досталась бессловесная роль солдата с ружьем.
Высоцкий был захвачен этой работой и ходил на все репетиции. Одним словом, довольно быстро он стал среди третьекурсников своим парнем, что при его общительном характере было не столь сложно. Тогда и произошло его близкое знакомство с Изой Мешковой-Жуковой.
Они стали встречаться, а осенью 1957 года Высоцкий окончательно уговорил Изу переехать из общежития, где она жила, к нему на Первую Мещанскую. Всего добра у девушки и было, что небольшой чемоданчик, так что переезд этот не доставил молодым особых хлопот.
Свадьбу они сыграли только в мае следующего (1958 – составитель В. К.) года, когда Иза закончила учебу в студии и получила на руки диплом. Свадьба, по настоянию родителей жениха, происходила на Большом Каретном.
Стоит отметить, что Иза к тому времени уже вполне самостоятельной девушкой, поэтому семейная жизнь для нее не была чем-то обременительным. Про 20-летнего Владимира Высоцкого этого сказать было нельзя. Даже женившись и став семейным человеком, он не изменил своим старым привычкам и продолжал посещать шумные мужские компании, в которых ему было гораздо интереснее, чем в стенах собственного дома.
На этой почве у молодых вскоре после свадьбы начались первые серьезные ссоры.
В 1959 году состоялся дебют Владимира Высоцкого в кино. В фильме режиссера Василия Ордынского “Сверстницы” он сыграл крохотную роль студента театрального института. Появившись в кадре всего лишь на несколько секунд, Высоцкий произнес одну фразу: “Сундук и корыто” и больше на экране не появлялся…
В том же году Владимир Высоцкий впервые вышел и на эстраду. Игру на гитаре он освоил сразу после окончания школы и к тому времени успел сочинить несколько собственных песен. Их он и исполнил на сцене студенческого клуба МГУ и, по словам П. Леонидова, имел у публики успех.
Правда, спеть все свои песни Высоцкий тогда не сумел – в зале находился кандидат в члены Политбюро П. Поспелов, и один из его охранников, прибежав за кулисы, потребовал прекратить выступление “хрипатого артиста”.
В июне 1960 года Владимир Высоцкий с успехом окончил Школу-студию, и перед ним встала проблема выбора места работы. Так как по молодости ему хотелось новизны и остроты ощущений, то он выбрал Театр имени Александра Пушкина, к руководству которого тогда пришел новый режиссер – Борис Равенских”.
“Равенских предложил ему роль в спектакле про колхозную жизнь “Свиные хвостики”. …В конце концов…он был занят лишь в массовке. Точно такая же история произошла с ним и в следующем спектакле, что, естественно, не прибавляло молодому актеру веры в собственные силы. У Высоцкого начались срывы, и он все чаще стал пропадать из театра”.
В песенном творчестве Владимир Высоцкий отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша – “Пугачев” по С. А. Есенину; Гамлет – “Гамлет” У. Шекспира; Лопахин – “Вишневый сад” А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: “Вертикаль” (1967), “Короткие встречи” (1968), телефильмах “Место встречи изменить нельзя” (1979) и др.
Владимиру Высоцкому присущ мощный “лавинный” темперамент, его подлинно трагический герой – сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах Владиир Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных “зарисовок с натуры”. В “серьезных” песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости.
Государственная премия СССР (1987, посмертно).
4 ноября 1965 года – премьера спектакля Театра на Таганке “Павшие и живые” (композиция Д. Самойлова, Б. Грибанова, Ю. Любимова). Постановка Ю. Любимова.
“Кинематограф в том году предложил Владимиру Высоцкому две роли: в фильмах “Наш дом” и “Стряпуха”. Ролью в последнем фильме он обязан Л. Кочаряну, который был в приятельских отношениях с режиссером Эдмундом Кеосаяном. Для самого же Высоцкого роль в “Стряпухе” была, как он сам выразился, “до лампочки”, впоследствии он ее даже не озвучивал.
Просто смена обстановки, поездка в Краснодарский край в июле-августе были необходимы ему как отдушина, как возможность хоть на какое-то время уйти от своих домашних проблем.
Но и в этой командировке Высоцкий не нашел необходимого покоя, вновь запил, и Кеосаян вынужден был дважды выгонять его со съемок. Впрочем, Кеосаян был не первым, да и не последним режиссером кино, кто поступал с высоцким подобным образом. Точно такая же история случилась у актера и с Андреем Тарковским в начале того же 65-го года”.
“Между тем, видя как все дальше и глубже засасывает Высоцкого омут пьянки, родные и близкие его решились на последнее средство: они привлекли на свою сторону Ю. Любимова, человека, авторитет которого в те годы для Высоцкого был непререкаем. Любимов уговорил Высоцкого лечь в больницу еще раз. Лечащим врачом актера на этот раз был известный ныне врач-психиатр Михаил Буянов.
Он вспоминает: “В ноябре 1965 года я проходил аспирантуру на кафедре психиатрии Второго Московского мединститута имени Пирогова. Однажды меня вызвал Василий Дмитриевич Денисов – главный врач психбольницы № 8 имени Соловьева, на базе которой находилась кафедра:
– В больницу поступил какой-то актер из Театра на Таганке. У него, говорят, большое будущее, но он тяжелый пьяница. Дирекция заставила его лечь на лечение, но, пока он у нас, срывается спектакль “Павшие и живые”, премьера которого на днях должна состояться.
Вот и попросил директор театра отпускать актера вечерами на спектакль, но при условии, чтобы кто-то из врачей его увозил и привозил. Мой выбор пал на вас… Не отказывайтесь, говорят, актер очень талантливый, но за ним глаз да глаз нужен.
И райком за него просит…
Все прежние врачи шли у него на поводу, пусть хоть один врач поставит его на место.
…В отделении уже знали о моей миссии. Заведующая – Вера Феодосьевна Народницкая – посоветовала быть с пациентом поосторожнее:
– Владимир Высоцкий – отпетый пьяница, такие способны на все. Он уже сколотил группку алкоголиков, рассказывает им всякие байки, старается добыть водку. Одной нянечке дал деньги, чтобы она незаметно принесла ему водки. Персонал у нас дисциплинированный, нянечка мне все рассказала, теперь пару дней Высоцкий напрасно прождет, а потом выяснит, в чем дело, и примется других уговаривать.
Он постоянно путает больницу, кабак и театр.
– Так он просто пьяница или больной хроническим алкоголизмом?
– Вначале ему ставили психопатию, но вскоре сменили диагноз на хронический алкоголизм. Он настоящий, много лет назад сформировавшийся хронический алкоголик, – вступила в разговор лечащий врач Алла Вениаминовна Мешенджинова, – со всем набором признаков этой болезни, причем признаков самых неблагоприятных. И окружение у него соответствующее: сплошная пьянь.
– Неужто домашние не видят, что он летит в пропасть?
– Плевал он на домашних. Ему всего лишь 27 лет, а психика истаскана, как у сорокалетнего пьяницы…
…Санитар ввел в ординаторскую Высоцкого. Несколько лукавое, задиристое лицо, небольшой рост, плотное телосложение. Отвечает с вызовом, иногда раздраженно.
На свое пьянство смотрит как на шалость, мелкую забаву, недостойную внимания занятых людей. Все алкоголики обычно преуменьшают дозу принятого алкоголя – Владимир Высоцкий и тут ничем не отличается от других пьяниц”.
1 декабря 1970 года Владимир Семенович Высоцкий официально зарегистрировал свой брак с Мариной Влади.
“1 декабря они наконец официально стали мужем и женой. Сразу после бракосочетания молодожены сели на теплоход “Грузия” и отправились в свадебное путешествие по маршруту Одесса – Сухуми – Тбилиси. По приезде в Москву на 2-й Фрунзенской состоялась свадьба.
Среди приглашенных на ней были: Макс Леон, журналист “Юманите” и свидетель со стороны невесты, Ю. Любимов с супругой Л. Целиковской, А. Вознесенский, В. Абдулов, Александр Митта с супругой Лилией, художник З. Церетели.
Однако не успело стихнуть эхо свадебного застолья, как в середине января, после очередного конфликта с Любимовым, Владимир Высоцкий вновь запил и на три дня лег в Институт Склифосовского. Обезумевшая от отчаяния, Влади тут же собрала вещи и улетела во Францию.
“Я застегнула чемоданы и уехала из Москвы после долгого и тяжелого периода твоего этилового безумия. В то время терпение у меня было не так много, и, смертельно устав, не зная еще никакого средства, чтобы заставить тебя прекратить весь этот кошмар, я сбежала, оставив записку: “Не ищи меня”. Это, конечно, было наивно.
Я к тому времени недавно стала твоей законной женой, и свидетельство о браке, по твоему мнению, обязывало меня безропотно терпеть все твои выходки”.
24 января 1970 года Владимир Высоцкий избил и чуть не задушил Марину Влади, разбил окна, сорвал дверь.
“…Высоцкий в начале ноября вновь ушел в запой. В конце месяца он уже лежит в люблинской больнице у доктора Воздвиженской. Три месяца назад, едва не отдав Богу душу, он зарекался держать себя в руках, надеялся сам и обнадеживал других. И вот – новый запой, страшнее предыдущего. Вывести из этого запоя Высоцкого не смогла даже Марина Влади, которая вскоре прилетела в Москву.
В конце января 1970 года, в канун своего дня рождения, Владимир Высоцкий устроил в квартире на 2-й Фрунзенской настоящий погром. После него он виновато каялся Валерию Золотухину: “У меня такая трагедия… Я Марину вчера чуть не задушил. У меня в доме побиты окна, сорвана дверь…
Что она мне устроила… Как живая осталась…”
29 ноября 1971 года – премьера спектакля Театра на Таганке “Гамлет” (по произведению В. Шекспира). Постановка Ю. Любимова. Высоцкий в роли Гамлета.
“…Владимир Высоцкий вспоминал: “У меня был совсем трагический момент, когда я репетировал “Гамлета” и когда почти никто из окружающих не верил, что это выйдет… Были громадные сомнения – репетировали мы очень долго, и если бы это был провал, это бы означало конец – не моей актерской карьеры, потому что в этом смысле у нас намного проще дело обстоит: ты можешь сыграть другую роль, – но это был бы конец для меня лично как для актера: я не мог этого сделать! К счастью, этого не случилось, но момент был очень такой – прямо как на лезвии ножа, – я до самой последней секунды не знал, будет ли это провал или это будет всплеск…”
“Премьера “Гамлета” состоялась 29 ноября. Через полтора месяца в “Литературной газете” А. Аникст так напишет об этом спектакле: “Гамлет в спектакле – затворник в ненавистной ему Дании, тюрьме со множеством темниц и подземелий. Герой задыхается от гнева против мира, в котором быть честным – значит быть единственным среди десятка тысяч.
Зоркий, а не безумный – таков Гамлет Владимира Высоцкого, в одиночку борющийся против зла, воплощенного в короле, убийце и тиране, против всех, кто с Клавдием”.
Без сомнения, Гамлет стал звездной ролью Владимира Высоцкого. Начинались 70-е, время, которое впоследствии окрестят “эпохой Высоцкого”, и именно Гамлет сформирует его как сознательного борца с тяжелым временем безвременья, послужит серьезным толчком в его дальнейших размышлениях о смысле жихни, о своем месте в этом мире, о том пути, который он выбрал”.
В 1972 году творческая активность Высоцкого продолжала набирать обороты. Концертные маршруты Владимира Высоцкого простираются от Москвы до Тюмени, и на всех концертах залы забиты “под завязку”. Из-под его пера выходит целая серия песен, мгновенно ставших чрезвычайно популярными в народе: “Кони привередливые”, “Мишка Шифман”, “Гимн шахматной короне”, “В заповеднике”, “Канатоходец”, “Мы вращаем Землю”.
6 апреля 1977 года премьера спектакля Театра на Таганке “Мастер и Маргарита” (по произведению М, Булгакова). Постановка Юрия Любимова. Режиссер А. Вилькин. Высоцкий в роли Ивана Бездомного.
До премьеры роль не довел.
…в начале апреля Высоцкого его положили в Институт Склифософского и в связи с тем, что все функции организма отключились, были подключены аппараты поддержания жизнедеятельности. За короткое время больной сильно сдал и стал выглядеть как 14-летний подросток. Одна его почка совсем не работала, вторая еле функционировала, печень была разрушена.
Высоцкого постоянно мучили галлюцинации, он бредил, у него произошла частичная отечность мозга. Когда в его палату вошла Марина Влади, он ее просто не узнал. Присутствовавший рядом врач горько констатировал, что если больной еще раз “сорвется” подобным образом и не умрет, то на всю жизнь останется умственно неполноценным человеком”.
25 июля 1979 года Владимир Высоцкий пережил клиническую смерть ровно за год до смерти.
“В конце июля Высоцкий отправляется на гастроли по Средней Азии по маршруту Заравшан – Бухара – Учкудук – Навои. Вместе с ним едут и его друзья: Оксана Афанасьева, Всеволод Абдулов, Валерий Янклович, врач Анатолий Федотов. …во время этой поездки (в Бухаре) Высоцкий едва не умер. Причем произошло это по вине самого артиста.
Когда у него кончились наркотики, он вколол в себя лекарство, используемое при лечении зубов, и ему мгновенно стало плохо. Несмотря на то, что Федотов успел ввести ему глюкозу, дезинтоксикация не наступала. У Высоцкого остановилось дыхание, на сонной артерии не было пульсации. И, самое страшное, – полное отсутствие сердечной деятельности. К счастью, у Федотова оказался под рукой кофеин, он ввел его прямо в сердце и стал делать искусственное дыхание – рот в рот.
Одновременно Абдулов стал делать Высоцкому массаж сердца. Совместными усилиями им вскоре удалось “разбудить” сердечную мышцу, и сердце Высоцкого вновь заработало. Самое поразительное, что произошло это 25 июля, то есть ровно за год до настоящей смерти Высоцкого”.
1 января 1980 года Владимир Семенович Высоцкий попадает в аварию из-за того, что у него кончились наркотики.
“Встретив Новый год в компании близких друзей на подмосковной даче сценариста Э. Володарского, В. Высоцкий утром внезапно срывается в Москву. При этом повод для него существенный – у него кончились наркотики. В свою машину он берет В. Янкловича и В. Абдулова. А так как ездить умеренно Высоцкий никогда не умел, то и на этот раз он развивает скорость чуть ли не до 200 км в час.
В результате на Ленинском проспекте на скользком асфальте его “мерс” заносит и он врезается в троллейбус.
Как это ни удивительно, но сидевший за рулем Владимир Высоцкий практически не пострадал, зато его попутчикам везет менее – у Абдулова сломана рука, у Янкловича – сотрясение мозга. К счастью, авария произошла прямо напротив Первой Градской больницы, поэтому проблемы с транспортировкой пострадавших не возникает”.
25 января 1980 года Владимир Семенович Высоцкий на своем дне рождения решает попытаться еще раз вылечиться.
“В тот день у него на квартире были только трое гостей: Оксана Афанасьева, Янклович и Шехтман. Именно тогда Владимир Высоцкий принял решение предпринять еще одну попытку вылечиться.
Рассказывает А. Федотов: “Мы с Высоцким закрылись на неделю в квартире на Малой Грузинской. Я поставил капельницу – абстинентный синдром мы сняли. Но от алкоголя и наркотиков развивается физиологическая и психологическая зависимость. Физиологическую мы могли снять, а вот психологическую…
Это сейчас есть более эффективные препараты. Да, сила воли у него была, но ее не всегда хватало”.
25 июля 1980 года между 3.00 и 4.30 у Владимира Высоцкого остановилось сердце “на фоне инфаркта”.
Около двух часов ночи врач А. Федотов сделал ему укол снотворного и Высоцкий наконец уснул, расположившись на маленькой тахте в большой комнате.
А. Федотов вспоминает: “Я был со смены – уставший, измотанный. Прилег и уснул – наверное, часа в три.
Проснулся от какой-то зловещей тишины – как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет.
Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно.
Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике, был острый инфаркт миокарда. А когда точно остановилось сердце – трудно сказать.